В Европейском суде по правам человека в Страсбурге в четверг прошло слушание по «катынскому делу», в центре которого – признание Россией причастности советских спецслужб к расстрелу 22 тысяч польских офицеров в 1940 году. Факты, имевшие место до вступления в силу Европейской конвенции по правам человека, накануне Второй мировой войны и до ратификации конвенции Россией (это произошло только в мае 1998 года), сами по себе не указывают на ответственность за них российского государства в его нынешнем виде.
Родственники 12 жертв обвиняют Москву в нарушении «права на жизнь», поскольку она отказалась вести «эффективное расследование» фактов, чьи последствия, по словам заявителей, до сих пор доставляют им страдания. (Как передает РИА Новости, адвокат польской стороны Анна Ставицкая заявила, что суть жалобы истцов - получение статуса реабилитации и выяснение того, что произошло с людьми, а не получение компенсации - прим. пер.). «В рамках международного права катынское преступление не имеет срока давности», - считает адвокат истцов Иреней Каминский. «Отсутствие эффективного расследования может расцениваться как акт пренебрежения по отношению к жертвам и их выжившим родственникам», - подчеркивает он.
Представитель России Георгий Матюшкин отверг эти аргументы, напомнив, что в 1990 году Россия возбудила уголовное дело по фактам расстрелов, а в 2004 году оно было закрыто. Тем не менее, выводы следствия засекречены.
Страсбургский суд вынесет решение в течение ближайших месяцев.
В течение почти полувека Москва обвиняла в расстреле польских офицеров немецких оккупантов. Лишь в 1990 году последний руководитель СССР Михаил Горбачев признал, что ответственность за это несет советская спецслужба НКВД, при этом не упомянул о степени ответственности за все это лично Сталина. В ноябре 2010 года Госдума приняла заявление, в котором говорилось, что документы, хранимые в секретных архивах Кремля, ясно свидетельствуют о том, что Сталин лично отдал приказ об уничтожении поляков.