В настоящее время лишь немногие из стран, у которых есть нефть, находятся в такой же тяжелой экономической ситуации, что и Россия. Премьер-министр Владимир Путин готовится вернуться в президентское кресло, однако на этот раз задача выглядит сложнее, чем во время двух его первых мандатов с 2000 по 2008 годы.
В первые годы его правления экономика России зациклилась на самой себе. Она оказалась в зависимости от нефтяных доходов, на которые сейчас приходится почти 20% ее ВВП. Проблема заключается в том, что месторождения в Сибири и на Кавказе близятся к истощению, а заменить их в ближайшем будущем нечем.
На огромной территории России, разумеется, находится еще немало нефти, но на разведку и эксплуатацию этих потенциальных ресурсов требуется время и, что особенно важно, иностранные капиталы. Тем не менее, то, как Владимир Путин и сменивший его в кресле президента Дмитрий Медведев заранее решили будущее страны, договорившись обменяться постами, вполне может оттолкнуть от страны инвесторов.
Еще по теме: будущее российской экономики без Кудрина
Прошлые распри правительства с местными (ЮКОС) и иностранными (Shell и BP) инвесторами никак не способствуют привлечению этих столь нужных капиталов. Shell, например, потеряла несколько миллиардов после того, как в 2007 году ей пришлось уступить контроль над газовым проектом «Сахалин-2» под давлением российского правительства.
В то же время российским властям недавно все еже удалось подписать соглашение с ExxonMobil об инвестициях в 3,2 миллиарда долларов на разработку двух потенциальных месторождений в Арктике. Но 66,7% этих ресурсов все равно будут принадлежать «Роснефти», бывшему Министерству нефти Советского Союза, которое сменило вывеску на акционерное общество.
Иностранные предприятия, которые подписывают подобные договоры с российским правительством, делают это на свой страх и риск. Так, например, в случае ExxonMobil, аналитики сообщили об отсутствии какой-либо определенности насчет того, какими налогами обложит проект российское правительство.
По данным парижского Института энергетических исследований, в этом году объемы инвестиций в разведку и добычу нефти по всему миру увеличатся на 15% и достигнут отметки в 542 миллиарда долларов.
Россия получит лишь ничтожную часть этой суммы, то есть 3%, в отличие от 25% для Ближнего Востока и 23% для Латинской Америки.
Еще по теме: Россия на вершине нефтяной пирамиды
10 будущих лет окажутся непростыми, предупреждал министр финансов Алексей Кудрин в июньском интервью The New York Times. С учетом отсутствия каких-либо перспектив роста в нефтяном секторе, России необходимо добиться улучшения ситуации в остальных отраслях экономики, что представляется невозможным, пока в стране не будет четких правил игры, устойчивых институтов и беспристрастной судебной системы.
Короче говоря, российской экономике нужна демократия, как сказал человек, который 11 лет железной рукой управлял ее финансами. Именно благодаря ему Россия смогла практически безболезненно пройти через финансовый кризис 2008-2009 годов и пережить вызванный им обвал цен на нефть.
Алексей Кудрин многое сделал для привлечения иностранных инвесторов. К несчастью, тандем Путин-Медведев указал ему на дверь всего лишь два дня спустя после заявления о грядущем обмене полномочиями.
Сейчас он уже не в силах подпортить им удовольствие, и, как опасаются наблюдатели, дефицит бюджета может резко возрасти. «Работа по укреплению государственных финансов после масштабных трат во время недавнего экономического кризиса может осложниться с учетом ухода Кудрина», - считают в агентстве Standard&Poors.
Еще по теме: Путин делает ставку на высокие цены на нефть
В 2010 году российская экономика продемонстрировала рост в 4,5%: это выше, чем в Европе или США, не недостаточно хорошо для развивающейся страны. Особенно если у нее есть нефть.