Вашингтон – Представители администрации Барака Обамы в последние дни активно занимаются организацией утечек якобы секретной разведывательной информации в подкрепление своих утверждений о том, что два высокопоставленных руководителя из Корпуса стражей исламской революции Ирана (КСИР) причастны к подготовке заговора с целью убийства посла Саудовской Аравии в Вашингтоне Аделя аль-Джубейра (Adel al-Jubeir).
Появившиеся на основе таких утечек статьи в средствах массовой информации помогают отвлекать внимание прессы от того обстоятельства, что никаких достоверных доказательств причастности официального Тегерана к мнимому плану покушения не существует, вопреки многочисленным заявлениям администрации.
Подробности: А был ли мальчик: пресса о причастности Ирана к убийству саудовского посла
А информация о двух иранских представителях, попавшая в руки NBC News, Washington Post и Reuters, была однозначно ложной и дезориентирующей, что подтверждается официальными документами в одном случае и показаниями бывшего высокопоставленного руководителя из органов разведки и борьбы с терроризмом в другом.
Главным фигурантом в ставшей достоянием гласности информации является Абдул Реза Шахлай (Abdul Reza Shahlai), которого администрация Обамы публично опознала как заместителя командира спецподразделения «Аль-Кудс», входящего в состав КСИР. Американские власти давно уже считают Шахлая ключевой фигурой в связях между «Аль-Кудс» и иракской Армией Махди шиитского клерикала Муктады ас-Садра (Muqtada al-Sadr). Теперь все говорит о том, что главной целью начатой в июне операции ФБР по изобличению американца иранского происхождения Мансура Арбабсиара (Mansour Arbabsiar), в которой участвовал осведомитель Администрации по контролю за применением законов о наркотиках, было продемонстрировать причастность Шахлая к террористическому заговору.
Еще по теме: Планировал ли Иран убийство в Америке?
Американские представители узнали у этого осведомителя, что Арбабсиар заявлял, будто бы Шахлай является его двоюродным братом.
В сентябре 2008 года Министерство финансов США назвало Шахлая человеком, «предоставляющим финансовую, материальную и техническую помощь для осуществления актов насилия, которые угрожают миру и стабильности в Ираке», и ввело против него конкретные финансовые санкции. В этом заявлении отмечалось, что Шахлай оказывал «материальную помощь» Армии Махди в 2006 году, и что он «планировал нападение специальных групп Армии Махди 20 января 2007 года» на американские войска в провинциальном координационном центре в иракской Кербеле.
Как отмечает ФБР, Арбабсиар в своем признании утверждает, что Шахлай в начале весны 2011 года связался с ним и попросил найти «кого-нибудь из наркобизнеса» для похищения посла Саудовской Аравии в Соединенных Штатах. Арбабсиар заявляет, что Шахлай дал ему на расходы тысячи долларов.
Однако в обвинении Арбабсиара против Шахлая кроется своекорыстный интерес. Арбабсиар оказался в самом центре дела против Шахлая и хочет, чтобы суд проявил к нему снисхождение при вынесении приговора.
В отчете ФБР о проведении следствия нет никаких указаний на независимые свидетельства в подтверждение заявлений Арбабсиара о причастности Шахлая к плану убийства посла.
Администрация Обамы осуществила вброс информации с намеками на террористическое прошлое Шахлая, дабы усилить достоверность заявлений о его возможной причастности к заговору с целью убийства.
Закладывая фундамент для появления газетных материалов на данную тему, Министерство финансов объявило во вторник о введении санкций против Шахлая, Арбабсиара и троих руководителей из «Аль-Кудс» в связи с их «причастностью» к заговору с целью убийства.
А Майкл Айзикофф (Michael Isikoff) из NBC News в тот же день сообщил, что Шахлай «ранее был обвинен в подготовке сложного террористического акта, унесшего жизни пяти американских военнослужащих в Ираке, о чем сообщалось в опубликованных во вторник после обеда заявлениях американских официальных лиц и документах».
Айзикофф, которого в NBC News называют «национальным автором журналистских расследований», сообщил, что Министерство финансов в 2008 году занесло Шахлая в список террористов, несмотря на то, что в своем заявлении министерство не использовало слово «террорист».
В субботу Washington Post опубликовала материал, очень сильно напоминающий статью Айзикоффа. Но эта газета пошла еще дальше, заявив о наличии документальных доказательств виновности Шахлая в организации атаки на Кербелу в январе 2007 года. Репортер Washington Post Питер Финн (Peter Finn) написал, что Шахлай «известен как направляющая сила, стоящая за элитными подразделениями боевиков клерикала Муктады ас-Садра», которые осуществили нападение на американские войска в Кербеле в январе 2007 года.
Финн приводит то обстоятельство, что Министерство финансов назвало Шахлая «человеком, принимавшим окончательные решения и координировавшим» обучение боевиков Садра в Иране. Данный факт сам по себе не является доказательством его причастности к конкретным нападениям на американцев. Напротив, он говорит о том, что Шахлай не занимался оперативными вопросами Армии Махди в Ираке.
Затем Финн ссылается на «22-страничную служебную записку, в которой излагаются детали подготовки к операции, и говорится об участии «Аль-Кудс». Однако он не привел никаких доказательств личной причастности Шахлая к данной операции.
На самом деле, американские власти спустя несколько месяцев после нападения в Кербеле сообщили, что не нашли никаких улик, свидетельствующих о причастности Ирана к проведению операции.
Еще по теме: Иранский заговор с целью убийства: вопросы без ответов
Беседуя 26 апреля 2007 года с репортерами об этой служебной записке, которая была захвачена несколькими неделями ранее, генерал Дэвид Петреус признался, что в ней нет ничего, указывающего на причастность хотя бы одного иранского представителя к подготовке операции в Кербеле. Когда один журналист спросил его, есть ли доказательства иранского участия в операции в Кербеле, Петреус ответил: «Нет, нет и нет. У нас нет прямых доказательств иранского участия в данном конкретном случае».
На брифинге для прессы в Багдаде 2 июля 2007 года генерал Кевин Бергнер (Kevin Bergner) подтвердил, что осуществить нападение на Кербелу приказал командир иракских боевиков Каис Хазали (Kais Khazali), а не иранские представители.
Полковник Майкл Гэррет (Michael X Garrett), командовавший боевой группой четвертой бригады в Кербеле, подтвердил автору настоящей статьи в декабре 2008 года, что атака на Кербелу «была определенно делом внутренним».
Возглавляющий подразделение «Аль-Кудс» генерал-майор Касем Солеймани (Qasem Soleimani) оказался в списке иранских руководителей, считающихся причастными к террористическому заговору, потому что он «командует теми офицерами КСИР и «Аль-Кудс», которые участвовали в подготовке покушения». Об этом говорится в заявлении Министерства финансов. Но агентство Reuters в своем пятничном репортаже сообщило о заявлении американской разведки по поводу двух телеграфных переводов на общую сумму в 100000 американских долларов, которые по просьбе Арбабсиара были отправлены на банковский счет, контролируемый ФБР. Агентство заявило, что это подтверждает причастность Солеймани к заговору с целью убийства.
«Хотя детали по-прежнему держатся в секрете, - написали Марк Хозенболл (Mark Hosenball) и Карен Бохан (Caren Bohan), - один сотрудник сказал, что на телеграфных переводах, очевидно, был какой-то отличительный признак, указывающий на то, что их лично утвердил Солеймани».
Однако предположение о том, что судебная экспертиза может каким-то образом выяснить, кто утверждал денежные переводы, вводит в заблуждение. Деньги поступили из двух разных не иранских банков, находящихся за рубежом, о чем свидетельствует отчет ФБР. Поэтому по документам просто невозможно определить, кто утверждал эти переводы.
«Я понятия не имею, что это может быть за «отличительный признак»», - сказал бывший руководитель контртеррористического центра Центрального разведывательного управления Пол Пиллар (Paul Pillar), также работавший сотрудников национальной разведки на Ближнем Востоке вплоть до своей отставки в 2005 году.
Пиллар сообщил Inter Press Service, что заявления об «отличительных признаках» «часто появляются в комментариях после террористических актов», однако при этом обычно говорят, что «метод, использованный при совершении данного теракта, имеет отличительные признаки такой-то и такой-то группировки».
Эта идея об отличительных признаках «обычно указывает на исключительную принадлежность того или иного метода нападения к той или иной группировке, хотя на самом деле это не так», говорит Пиллар. «Я думаю, то же самое можно сказать и о методах перевода денег».
Гарет Портер историк и журналист-исследователь, специализирующийся на вопросах национальной политики США в области безопасности. Его последняя книга называется «Perils of Dominance: Imbalance of Power and the Road to War in Vietnam» (Опасности господства: дисбаланс силы и дорога, приведшая к войне во Вьетнаме).