Одной из самых обманчивых и вводящих в заблуждение формулировок, применяемых к борьбе с терроризмом, является точка зрения, что эти попытки представляют собой «войну». Этот термин чаще всего употреблялся в связи с «войной с террором», которую вела администрация Буша. Поскольку терроризм представляет собой тактику, то этот термин, как однажды выразился Збигнев Бжезиньский, настолько же абсурден как и выражение «война с блицкригом». В идее «войны» также не учитываются еще несколько факторов: вооруженные силы не являются единственным инструментом, который можно использовать в антитеррористических целях (к ним можно еще отнести ресурсы правоохранительных органов и систему уголовного правосудия); борьба с терроризмом не обязательно влечет за собой борьбу против одного определенного врага, как это бывает на настоящей войне; у борьбы с терроризмом нет четко обозначенных начала и конца, как у настоящей войны.
Применение термина «война» к борьбе с терроризмом влечет за собой некоторые негативные последствия. Это чрезмерно милитаризирует само понятие борьбы с терроризмом, вызывая чрезмерную уверенность в инструменте военного воздействия. Это вызывает тенденциозные ассоциации борьбы с терроризмом с не относящимися к делу военными авантюрами или неудачами, как это случилось с войной в Ираке администрации Буша. Это также открывает пути для неограниченного применения чрезвычайных и не предусмотренных законом методов, как это произошло в случае с задержкой и перехватом сообщений администрацией Буша. Это поднимает террористов со статуса преступников до статуса воинов.
Подробности: Цена, которую мы заплатили за войну с террором
Администрация Обамы благоразумно отказалась от термина «война с террором», тем не менее, отношение к борьбе с терроризмом как к «войне» продолжает существовать и порождать негативные последствия. В самом недавнем и, в некотором смысле, самом экстремальном своем проявлении подобное отношение выразилось в попытках членов Конгресса от Республиканской партии запретить использовать гражданские тюрьмы и суды для содержания и проведения судов над подозреваемыми в терроризме преступниками. Эти попытки не предполагают расширение инструментов и ресурсов для борьбы с терроризмом. Вместо этого они подразумевают запрещение использования определенных инструментом и ресурсов – тех, которые эффективно применялись в процессе рассмотрения дел террористов в течение многих лет. Каким образом, по их мнению, это поможет борьбе с терроризмом?
Очевидно, это не сделает ее более эффективной. Наоборот, это станет новой помехой в расследованиях против террористов. Если этот закон вступит в силу, это приведет к возникновению неудобных и неэффективных процедур. Например, ФБР придется прерывать только набирающее ход расследование для того, чтобы передать подозреваемого военным органам.
Ранее использование термина «война» было непрямым, относящимся к лексикографическим тонкостям способом отстаивать более масштабное задействование вооруженных сил. Недавние выступления республиканцев имеют в своей основе сочетание двух других стимулов. Первый из них – чисто идеологический импульс, придаваемый в свою очередь привычкой в течение многих лет ссылаться на «войну с террором». Второй, гораздо более мотивированный стимул – это желание найти что-либо, что будет характеризовать Барака Обаму как не имеющего четких позиций в вопросах национальной безопасности. Республиканцам предстоит хорошо потрудиться, учитывая такие успехи в борьбе с терроризмом как убийство Усамы бин Ладена и Анвара Аль-Авлаки и стремление Обамы проявить жесткие позиции в отношении Ирана. Понятие «войны» в борьбе с терроризмом дает им нечто, за что стоит ухватиться и что можно использовать в предвыборной кампании.
Еще по теме: Америка проиграла войну с террором
Таким образом, еще одна важная функция правительства, как и многие другие до нее, была превращена либо в идеологический жест, либо в предмет спора во время предвыборной кампании.