Нью-Йорк - Прошлые полвека были эрой электронных средств массовой информации. Телевидение изменило общество во всех уголках мира. Теперь к телевизору прибавляется взрыв новых информационных устройств: DVD-проигрывателей, компьютеров, игровых приставок, смартфонов и многих других. Растущая совокупность доказательств говорит о том, что распространение данных средств информации имеет бесчисленные пагубные последствия.
США ввели мир в телевизионную эру, и можно увидеть абсолютно очевидные предпосылки длительной любовной связи Америки с тем, что известный американский писатель-фантаст Харлан Эллисон незабываемо назвал «стеклянным соском». В 1950 г. менее чем у 8% американских семей был телевизор; к 1960 г. телевизор был у 90% американских семей. На достижение подобного уровня проникновения в других странах потребовалось на несколько десятилетий больше, а беднейшие страны до сих пор не достигли такого уровня.
Чего и следовало ожидать, американцы стали самыми главными зрителями телевидения, что, вероятно, верно и по сей день, хотя имеющиеся на этот счет данные несколько поверхностны и неполны. Наиболее надежные свидетельства говорят о том, что американцы смотрят телевизор, в среднем, более пяти часов в день – это поразительное количество времени, учитывая, что еще несколько часов в день проводятся ими перед другими видеоустройствами. В других странах просмотр телевизора занимает гораздо меньше времени. В Скандинавии, к примеру, время, проводимое у телевизора, примерно вдвое меньше соответствующего среднего показателя в США.
Читайте также: Наивная вера, что капитализм даст ответы на все
Последствия для американского общества значительны, вызывают беспокойство и являются предупреждением для всего мира, хотя, возможно, уже слишком поздно, чтобы на него обратили внимание. Во-первых, чрезмерно длительный просмотр телевизора приносит мало удовольствия. Многие исследования показывают, что это сродни вредным привычкам: кратковременная польза приводит к долговременному несчастью и сожалению. Такие зрители говорят, что хотели бы смотреть телевизор меньше, чем делают это обычно.
Более того, чрезмерно длительный просмотр телевизора способствует социальной фрагментации. То время, которое раньше проводилось вместе в обществе, теперь тратится перед экраном телевизора. Роберт Путнэм, ведущий исследователь снижающегося чувства принадлежности к обществу в Америке, обнаружил, что просмотр телевизора – главная причина снижения «общественного капитала» – доверия, объединяющего сообщества. Американцы просто меньше доверяют друг другу, чем поколение назад. Конечно, тут действуют и многие другие причины, но не стоит недооценивать социальную «атомизацию» по вине телевидения.
Безусловно, чрезмерно длительный просмотр телевизора вредит физическому и психическому здоровью человека. Американцы – мировые лидеры по чрезмерной полноте: примерно две трети населения США страдает от избыточного веса. Опять же, это объясняется многими причинами, в том числе рационом, состоящим из дешевых нездоровых жареных продуктов питания, но время, проводимое перед экраном телевизора в малоподвижном состоянии, также является важной причиной.
В то же время, то, что происходит психически, так же важно, как и то, что происходит физически. Телевидение и сопутствующие средства информации являются главнейшими поставщиками и распространителями корпоративной и политической пропаганды в обществе.
Телевидение Америки находится почти целиком в частных руках, и его владельцы получают значительную часть своей прибыли с помощью очень настойчивой рекламы. Эффективные рекламные кампании, вызывающие бессознательные мотивы (обычно связанные с едой, сексом и положением в обществе), вызывают страстное желание приобретать товары и услуги, обладающие в действительности небольшой ценностью для потребителей и общества.
То же самое, конечно же, случилось и с политикой. Американские политики сейчас представляют собой торговые марки, упакованные подобно завтраку из зерновых продуктов. Кого угодно (и какую угодно идею) можно продать, наклеив яркую ленту и звонкий бубенец.
В Америке все дороги во власть идут через телевидение, а доступ к нему зависит от наличия больших денег. Данная простая логика отдала американскую политику в руки богатых, влияющих на нее как никогда прежде.
Читайте также: Приметы глобализованного и хаотичного мира
Даже войну можно преподнести как новый товар. Администрация Буша рекламировала вводную часть войны в Ираке (несуществующее оружие массового поражения Саддама Хусейна) в знакомом красочном, быстром и графически мощном стиле телевизионной рекламы. Затем началась собственно война, а именно, так называемая «шоковая» бомбардировка Багдада – телевизионное зрелище в прямом эфире, целью которого было обеспечить высокие рейтинги вторжению, возглавлявшемуся США.
Многие неврологи считают, что последствия просмотра телевизора для психического здоровья могут быть еще серьезнее, чем развитие привыкания, появление жажды потребления, потеря доверия к обществу и политическая пропаганда. Возможно, телевидение меняет мозг людей, злоупотребляющих просмотром телевизора, и ухудшает их познавательные способности. Недавно Американская академия педиатрии сделала предупреждение о том, что просмотр телевизора маленькими детьми является опасным для развития их мозга, и призвала родителей не разрешать детям до двух лет смотреть телевизор и аналогичные средства информации.
Недавнее исследование, проведенное в США организацией Common Sense Media («Средства информации, основанные на здравом смысле»), выявило парадокс, который, вообще-то, вполне понятен. Сегодня дети из бедных американских семей не только смотрят телевизор больше детей из богатых семей, но и гораздо чаще имеют собственный телевизор в своей комнате. Когда потребление того или иного товара падает по мере роста доходов, экономисты называют это «малоценным» благом.
СМИ, безусловно, могут приносить пользу как поставщики информации, образования, развлечения и даже политической осведомленности. Но злоупотребление ими создает опасности, которых нам следует избегать.
Самое меньшее, мы можем свести данные опасности к минимуму. Среди успешных подходов, использующихся в мире, можно назвать ограничение рекламы на телевидении, в особенности для маленьких детей, некоммерческие государственные телевизионные сети, такие как Би-Би-Си, и предоставление телевидением бесплатного (но ограниченного) времени для политических кампаний.
Конечно, лучшей защитой является наш самоконтроль. Мы все можем оставлять телевизор в покое большее количество часов в день и проводить это время за чтением книг, за разговорами друг с другом, и восстанавливать основы собственного здоровья и общественного доверия.
Джеффри Д. Сакс – профессор экономики и директор Института Земли при Колумбийском университете, а также специальный советник Генерального секретаря ООН по вопросам Целей развития тысячелетия