ФБР раскрыло сеть российских шпионов, работавших под глубоким прикрытием, в прошлом году, когда группа приблизилась к тому, чтобы внедрить своего агента в окружение официального сотрудника кабинета в администрации Обамы, заявил высокопоставленный представитель ФБР, занимающийся контршпионажем, в понедельник, когда бюро опубликовало некогда секретные документы по этому делу.
Фрэнк Фильюцци (Frank Figliuzzi), помощник директора ФБР по контрразведке, не назвал имя сотрудника кабинета, о котором идет речь, но другие американские официальные лица заявили, что это была не кто иной, как госсекретарь Хиллари Клинтон.
Г-н Фильюцци заявил в интервью, что ФБР решила завершить свое более чем десятилетнее контршпионское расследование в отношении этой сети из опасений, что шпионы «подобрались слишком близко к своей цели».
«Эти десять российских офицеров были направлены в США со специальной миссией – подобраться поближе к американским политикам и лидерам в нашем правительстве», - сказал он, отметив, что один из них добился дружбы с кем-то, близким к члену кабинета.
Еще по теме: Обмен шпионами: не только в кино. Видео
Пи Джей Краули, бывший представителем Клинтон во время скандала, попытался дистанцировать ее от этого дела, но не отрицал, что именно она была тем человеком, имя которого фигурировало в судебных документах. «Нет причин считать, что госпожа госсекретарь была конкретной целью этой шпионской сети», - заявил г-н Кроули в электронном письме.
Шпионом, который вызвал опасения относительно внедрения на высоком уровне, была Синтия Мерфи (Cynthia Murphy), позднее идентифицированная как офицер российской Службы внешней разведки (СВР) Лидия Гурьева. Судебные документы гласят, что она несколько раз встречалась с известным нью-йоркским финансистом, активно участвующим в сборе средств. В документах его описывают как «личного друга» одного из членов кабинета министров.
Позднее было сообщено, что этим финансистом был Алан Патрикоф (Alan Patricof), директор компании венчурного капитала Greycroft LLC и активный жертвователь средств в пользу кандидатов от Демократической партии, включая г-жу Клинтон, когда она была сенатором от Нью-Йорка.
Г-н Патрикоф говорил в прошлом году, что он встречался с Гурьевой, которую он знал только как Синди Мерфи, несколько раз, и что она была нанята для ведения личной бухгалтерии.
Вдобавок, доклады участников шпионской ячейки в Москву раскрывали, что группа предоставляла важные данные по международным рынкам золота, американской внешней политике по отношению к России и Азии, и личностях людей, подающих заявки на посты в ЦРУ, заявил г-н Фильюцци.
«Мы сказали, что они подобрались слишком близко к своей цели. Мы начали дело в отношении десяти из них. Мы идентифицировали всех десятерых, мы смогли раскрыть их», - заявил г-н Фильюцци.
Он заявил, что ключевой перелом в деле наступил в середине 2000-х годов, после того, как ФБР смогла расшифровать закодированную электронную переписку между Москвой и агентами, работавшими под прикрытием. Эта связь была использована для распутывания сети, что дало возможность завершить расследование ФБР, начатое более десяти лет назад.
Взлом электронного кода, использовавшегося «нелегалами», как называют московских шпионов, стал краеугольным камнем в деле, который позволил агентам ФБР представиться кураторами шпионов и установить их личности.
«В конечном итоге, в конце дела, мы смогли стать русскими, - заявил г-н Фильюцци. - То, что мы расшифровали переписку, позволило нам фактически завладеть сетью».
Агенты ФБР, представившиеся русскими, одурачили Анну Чапман и Михаила Семенко, вынудив их сдать важную информацию касательно их сети. Они были последними двумя людьми в группе, в отношении которых было подтверждено, что они являются офицерами СВР, заявил г-н Фильюцци.
«Они в конце концов подтвердили нам, да, что они принимали участие в работе шпионской сети», - отметил он.
Чапман, рыжеволосая красотка, которая стала центром внимания средств массовой информации во время освещения этого дела, в какой-то момент дала работающему под прикрытием агенту ФБР компьютер, который она использовала для тайной связи с Москвой, чтобы тот его починил, сказав, что у нее возникли с ним проблемы. Агент ФБР взял компьютер, и техники ФБР использовали его для взлома кодов.
Десять российских агентов были арестованы 27 июня 2010 года. Одиннадцатый агент, руководитель группы Кристофер Метсос, избежал ареста, сбежав на Кипр.
Агенты были отправлены Москвой в Соединенные Штаты для добычи правительственных тайн и для оказания влияния на американское правительство. Они представлялись американцами или людьми других национальностей и проживали в Вашингтоне, Нью-Йорке и Бостоне.
Через двенадцать дней после арестов десять агентов были обменены на четверых русских, которые были заключены в тюрьму в России как иностранные шпионы, в рамках обмена заключенными, невиданного со времен холодной войны.
Опубликование ФБР документов, фотографий и видеозаписей, использованных в ходе расследования под кодовым названием Ghost Stories, является «беспрецедентным», оно позволяет увидеть, как именно ФБР удалось довести до конца это дело, отмечает г-н Фильюцци. Эти документы были опубликованы согласно запросу, по правилам Закона о свободе информации (Freedom of Information Act), добавил он.
Документы и видео раскрывают, как ФБР проводило расследование, и показывают, как шпионы встречались с работающими под прикрытием агентами ФБР, представлявшимся русскими, а также демонстрируют сигналы, использовавшиеся до этих встреч.
Еще по теме: ФБР публикует материалы о раскрытой сети нелегальных российских агентов
Одна черно-белая фотография, вырезанная из записи системы видеонаблюдения, показывает, как при контактной передаче (brush pass) российский офицер разведки передает одной из женщин-агентш портфель. На другом кадре виден пустой стакан из темного стекла, использовавшийся как сигнал, и запакованная в клейкую ленту посылка, оставленная в тайнике.
Данный случай демонстрирует «абсолютную решимость иностранной разведки в плане проникновения и внедрения», - отмечает г-н Фильюцци. «Вы можете наблюдать ту степень решимости, с которой русские начали претворять в жизнь свой план, и еще большую решимость, продемонстрированную ФБР, которое начало принимать усилия, чтобы не дать им выполнить свою задачу».
Нарушение системы связи агентов имело место где-то на середине расследования, примерно в 2004 или 2006 году. «Это позволило нам сделать сеть прозрачной», - говорит г-н Фильюцци. Он отказался ответить на вопрос, как ФБР изначально узнало о существовании сети.
Другие представители разведки говорили, что шпионы были раскрыты при помощи предателя из российской СВР, полковника Александра Потеева, который тайно работал на США в Москве.
Полковник Потеев был заочно приговорен к 25 годам тюрьмы судом в Москве в июне.
Подробности: Бывший российский куратор шпионской сети обвинен в измене
В вердикте провозглашалось, что полковник Потеев сказал своей жене 25 июня 2010 года - за два дня до того, как ФБР арестовало русских шпионов - что он отправляется в деловую поездку в Минск, писала газета «Известия».
На следующий день он отправил жене текстовое сообщение, в котором говорилось: «Отнесись к этой новости спокойно. Я уехал не в деловую поездку, а навсегда. Не настраивай против меня детей. Я буду помогать им, насколько смогу. Я попытаюсь начать жизнь сначала».
Г-н Фильюцци заявил, что дело было значительным, но раскрытие одной сети не означает, что угрозы со стороны иностранной разведки больше нет.
«Было бы безрассудно думать, что только потому, что мы ликвидировали эту сеть, нет других, или что мы уже увидели все, что нужно было увидеть, - сказал он. - Если подводить черту, можно сказать, что шпионы окружают нас со времен Ветхого завета. Они с нами сейчас, и будут с нами в обозримом будущем, до тех пор, пока у США будет то, чего хотят другие страны».
Еще по теме: Русский шпионаж не мертв, он просто затаился
Дэвид Мэйджор, бывший фбровец, занимавшийся контрразведкой, заявил, что данный случай стал чрезвычайно успешным делом для ФБР. «Это отличное дело контрразведки», - заявил он в интервью. «Опубликование документов ФБР, фотографий и видеонаблюдений по российским нелегалам, арестованным в июне 2010 года во время операции под названием Ghost Stories, в очередной раз показывает, насколько серьезно настроена российская Служба внешней разведки в том, что касается сохранения способности получать разведданные в США», - заявил г-н Мэйджор.