Невыключенный микрофон расшевелил дипломатические страхи Израиля: возможность кризиса в отношениях с самым верным союзником, США.
Во время того, что президент Франции Николя Саркози считал частным разговором с президентом США Бараком Обамой, французский лидер назвал премьер-министра Биньямина Нетаньяху «лжецом». Это произошло в ходе прошедшего на прошлой неделе саммита «большой двадцатки» в Каннах. Однако комментарии Саркози были опубликованы лишь во вторник.
Один представитель израильского правительства с хорошим чувством юмора язвительно заметил в ответ: «Вы бы послушали, что Меркель говорит о Саркози».
Офис премьер-министра и Министерство иностранных дел Израиля отказались прокомментировать ситуацию, а чиновники, согласившиеся поговорить с журналистами Jerusalem Post, безуспешно пытались перевести разговор на отношения Франции и Израиля.
Но хотя слова Саркози хорошо звучали в заголовках, внимание израильтян привлек ответ Обамы, который заявил, что «сыт [Нетаньяху] по горло».
Подробности: Саркози рассказал Обаме о неприязни к премьеру Израиля
С начала его предвыборной кампании и до сегодняшнего дня враги Обамы говорили, что он плохо относится к евреям и к Израилю.
В интервью, данном Jerusalem Post этим летом, республиканец и бывший посол США в ООН Джон Болтон сказал, что Обама – «несомненно, самый антиизраильский президент в истории государства».
Противореча Болтону, всего лишь на прошлой неделе посол США в Израиле Дэн Шапиро заявил в Вашингтоне, что Обама поддерживает еврейское государство, и упомянул крепкие связи между двумя странами.
Израильтяне надеются, что Шапиро прав, но опасаются, что оценка Болтона более точна.
«Обама показал свое настоящее лицо и продемонстрировал свою холодную и неуважительную политику в отношении Израиля и премьер-министра Нетаньяху, - заявил газете депутат Кнессета от партии «Ликуд» Дэнни Дэнон. – Любой, у кого оставались сомнения по поводу того, как Обама обращается с Израилем, избавился от них. Обама плох для Израиля».
Вероятность плохих отношений между Нетаньяху и Обамой, а также призрак кризиса в отношениях Израиля и США проявились в критически важный момент двусторонних союзнических отношений.
Две страны объединяет их борьба против ядерного Ирана. Значимость этой борьбы была подчеркнута публикацией (в тот же день, что и откровений Саркози и Обамы) отчета МАГАТЭ, подтвердившего, что Иран не остановил развитие своей ядерной программы.
США твердо стояли на стороне Израиля, настаивающего, что переговоры являются единственным способом разрешения израильско-палестинского конфликта.
Угроза американского вето и лоббистские усилия США сыграли важную роль в усилиях по воспрепятствованию подачи палестинской заявки на членство в ООН в Совет Безопасности ООН.
Нападки на дипломатические способности Нетаньяху были преданы гласности всего через день после того, как премьер-министр столкнулся с кризисом внутри своей партии и правящей коалиции. Пребывающие в оппозиции не могли не заметить, что во всем этом содержится и послание для внутренней политики Израиля.
Депутат Кнессета от лейбористов Дэниел Бен-Шимон заявил Jerusalem Post во вторник, что «как гражданин и депутат он в замешательстве» от слов Саркози.
«Мне было неприятно прочитать, что Саркози думает о нашем премьер-министре, и мне было еще неприятнее узнать, что президент США согласен с ним», - заявил Бен-Шимон.
«Меня переполняет стыд за то, что два наших главных союзника так относятся к нашему премьер-министру, - добавил он. – Я думаю, это впервые, когда подобные замечания были преданы гласности».
«Если [Нетаньяху] так запросто врет важным чиновникам, представьте, как много он врет нам», - сказал Бен-Шимон.
Партия «Кадима», чья последняя избирательная кампания в Кнессет проходила под лозунгом «Я не верю Биби», решила не комментировать происшествие.
«Сказанного Саркози более, чем достаточно», - язвительно заметил представитель партии.
Однако один представитель израильского правительства заметил, что связи между союзниками необязательно страдают от подобных разговоров в кулуарах.
Отношения существуют между странами, а не лидерами.
Хотя лидеры влияют на отношения, в конечном итоге, нации связаны своими общими интересами больше, чем теплыми чувствами, которые их лидеры испытывают друг к другу, сказал чиновник.