На прошлой неделе Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) опубликовало доклад о деятельности Ирана в ядерном секторе, который понятным образом вызвал сильное раздражение в американских и европейских внешнеполитических кругах. Среди прочих убийственных выводов, в докладе содержался вывод о том, что «Иран осуществлял деятельность, имеющую отношение к разработке ядерного устройства», и «ему была предоставлена информация о конструкции ядерных взрывных устройств». Власти США и Европы приводили доклад МАГАТЭ в качестве свидетельства того, что Иран продолжает демонстрировать полное пренебрежение к международному законодательству.
Заявление российского правительства в прошлую среду, напротив, расценило этот доклад как «компиляцию хорошо известных фактов, которым преднамеренно была придана политизированная тональность».
Подробности: Ядерный Тегеран? СМИ о реакции России на доклад МАГАТЭ
Российское заявление, которое можно было бы перепутать с чем-то, созданным иранским режимом, содержало предположения, что авторы доклада «прибегают к предположениям и подозрениям, и жонглируют информацией с целью создания впечатления, что иранская ядерная программа имеет военный компонент».
Реакция Москвы служит великолепным упреком американскому президенту Бараку Обаме, администрация которого поставила столь много на то, чтобы добиться большего сотрудничества со стороны России по вопросу об иранской ядерной программе. Когда президент Обама убеждал Сенат в прошлом году одобрить Новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, он обещал, что серьезной выгодой станет то, что Россия встанет на сторону Америки в деле предотвращения получения Ираном ядерного оружия. «Мы не можем ставить под угрозу прогресс, которого мы достигли в обеспечении безопасности уязвимых ядерных материалов, или в поддержании режима сильных санкций против Ирана», - заявлял г-н Обама в прошлом ноябре.
Новый договор СНВ, которые обязывает сократить американские и российские запасы ядерного оружия, является ключевым моментом политики «перезагрузки» администрации Обамы в отношениях с Россией, направленным на восстановление отношений, пострадавших после российской войны с Грузией 2008 года. Российское сотрудничество в иранском вопросе, как были заверены американцы, будет представлять собой значительную выгоду от сближения. На слушаниях в американском Конгрессе в июне 2010 года госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что «наше тесное сотрудничество с Россией по переговорам об этом Новом договоре СНВ в значительной степени способствовало нашей возможности работать с ней по иранскому вопросу». Москва также помогла делу администрации, когда во время дебатов по Новому договору СНВ в сентябре прошлого года объявила об отмене поставок противовоздушных комплексов С-300 Тегерану.
В то время, как реакция России на доклад МАГАТЭ должна привести в замешательство тех в Вашингтоне, кто расхваливал перезагрузку, более серьезным является то воздействие, которое сохраняющаяся российская непримиримость оказывает на саму суть проблемы - на необходимость не дать Ирану заполучить возможности в области ядерных вооружений. В ответ на доклад МАГАТЭ Россия заявила, что она заблокирует любые новые санкции, применив свое право вето в Совете Безопасности ООН. «Мировое сообщество будет рассматривать любые новые санкции против Ирана как инструмент для смены режима в Тегеране, - заявил замминистра иностранных дел Геннадий Гатилов информационному агентству «Интерфакс». - Данный подход для нас неприемлем, и российская сторона не намерена рассматривать подобное предложение».
Российская реакция не должна быть шоком для Белого дома и Госдепартамента. Россия никогда не была настроена серьезно в вопросе сдерживания иранских ядерных амбиций. В январе российский президент Дмитрий Медведев говорил, что нет никаких свидетельств того, что Иран стремится к созданию ядерной бомбы. В том же месяце министр иностранных дел Сергей Лавров провозгласил, что санкции исчерпали себя и должны быть сняты. И это было сказано всего через несколько месяцев после того, как г-ну Лаврову рукоплескали в связи с согласием России на набор санкций. В мае Россия отправила партию ядерного топлива на АЭС Бушер, которую она начала строить для Ирана около двух десятилетий назад. Доклад МАГАТЭ обнаружил, что «иностранный эксперт», позднее идентифицированный изданием Washington Post как российский ученый-ядерщик Вячеслав Даниленко, помогал осуществлять иранскую ядерную программу.
Другая точка зрения: «Советский ученый-ядерщик» никогда не работал над созданием вооружений
Надежда на то, что реваншистская Россия, возглавляемая Владимиром Путиным, поддержит еще более жесткую позицию в отношении Ирана, исходит из предположения, что Москва разделяет взгляд Запада, и тоже считает, что ядерный Иран не соответствует ее интересам. Но, судя по их реакции на доклад МАГАТЭ, русские смотрят на это не так. Например, ядерный Иран приведет к нарушению политического порядка на Ближнем Востоке, в результате Америка и ее союзники перестанут являться державами, поддерживающими статус-кво.
«У американцев уже какая-то мания в отношении Ирана; это не наша проблема», - по сообщениям, говорил советник Путина в 2009 году. Действительно, если препятствование появлению на мировой арене ядерного Ирана было бы откровенно в интересах России, Москва бы встала на сторону США и их союзников давным давно, и с ней не пришлось бы пререкаться по вопросу о принятии более жесткой линии.
Но вместо того, чтобы смело встретить этот грубый факт реальной политики, администрация Обамы упорствует в своем оптимистичном и жизнерадостном анализе. Поддержка Москвой санкций 2010 года, которая приводится сторонниками перезагрузки в качестве свидетельства успеха политики, была дана только после того, как предложенные Западом меры были в значительной мере ослаблены по просьбе Москвы. А поддержка Россией изначальных санкций, вероятно, имела лишь скромный эффект в плане замедления реализации ядерной программы Ирана. Ее угроза ветировать более строгие и необходимые санкции делает этот эффект еще менее значимым.
Еще по теме: Российская поддержка Ирана как разменная монета
Важно напомнить, чем пожертвовал Вашингтон ради осуществления до конца своей политики «перезагрузки» по отношению к России. В 2009 году он отменил планы размещения объектов системы противоракетной обороны (ПРО) в Польше и Чешской Республике, странах, являющихся двумя самыми сильными и надежными европейскими союзниками Америки в Европе. США прекратили продажу оружия в Грузию, 20% территории которой Россия продолжает оккупировать три года спустя после окончания войны, которая оставила за собой десятки тысяч перемещенных лиц. А в прошлый четверг России было позволено присоединиться ко Всемирной торговой организации (ВТО) после длившихся 18 лет переговоров.
Между тем, Москва регрессировала практически по каждому вопросу, в котором администрация Белого дома обещала улучшение поведения, начиная с прав человека и заканчивая западным консенсусом по Ирану. Отповедь прошлой недели – это лишь последний и самый сокрушительный удар по политике «перезагрузки» г-на Обамы.