Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Современная Россия в кино

«Спутник» пролетит. Что останется?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Было бы ошибкой сводить всю Россию к оппозиционерам, как нельзя сводить представление о ней лишь к Кремлю, злому Путину и стоящими за всем щупальцам КГБ.

В Польше, несмотря на сложные отношения с Россией, существует какой-то голод русской культуры. Открывающийся пятый фестиваль российского кино «Спутник» как всегда привлечет толпы народа. Они наверняка придут не только для того, чтобы увидеть польскую премьеру покорившего в этом году Венецианский фестиваль «Фауста» Александра Сокурова. В первую очередь поляков привлекают ленты о современной России.

Еще по теме: российское кино теряет популярность
 
Одних восхитит «Бумажный солдат» об ученом с космодрома «Байконур», разрывающемся между блеском Москвы и серой, но более «настоящей» провинцией. Других привлечет «Кандагар» о судьбе российских летчиков в Афганистане. Выдавит слезу (и хорошо) «Дом ветра» - рассказ о дворничихе из больницы, которая берет под свою опеку больного мальчика-азиата, чтобы заполнить пустоту от пропавшего где-то в Таджикистане сына. Некоторым понравится «Громозека» - ностальгическая лента о встретившихся после долгих лет разлуки людях, которые когда-то вместе играли в молодежной рок-группе. В свою очередь фильм «В субботу» повествует о советской провинции в первые 24 часа после взрыва на Чернобыльской атомной электростанции. В «Поколении П» показано время, когда Россия переходила от советской серости к рыночной коммерции 1990-х (жаль только, что фильм больше посвящен рынку, потреблению и рекламе, чем аллюзиям на политическое манипулирование общественным сознанием, на которых была построена ставшая материалом для сценария книга Виктора Пелевина). Любителей жесткого кино наверняка потрясет «Кочегар» Александра Балабанова – о человеке, сжигающем в петербургской котельной трупы, которые привозят ему бандиты, и (до определенного момента) считающем, что таким образом он исполняет свой долг перед человечеством. В программе есть также фильмы о Сибири, море, ищущих себя на бескрайних российских просторах людях – т.е. все, что всегда привлекает в российском искусстве.

Еще по теме: Путин и Медведев в кино

Но это, тем не менее, не всеохватывающий образ современной России. Так как и, впрочем, другие попытки взглянуть на восточного соседа: несколько дней назад в варшавском Польском театре состоялась премьера спектакля о сторонниках российской оппозиции «Непокорные.ру». Хорошо, что создатели спектакля показали чуть менее стереотипное представление о России. Но было бы ошибкой сводить всю Россию к непокорным, как нельзя сводить представление о ней лишь к Кремлю, злому Путину и стоящими за всем щупальцам КГБ.

Фестиваль «Спутник» - это избранное из российского экспортного кинематографа. За редким исключением фильмы, которые будут демонстрировать в Варшаве, не имели на родине большого успеха. Это, скорее, авторское, чем массовое кино. Поэтому я бы не отождествлял этих фильмов с современной Россией. Она еще более сложна, чем представляют ее местные кинематографисты, не говоря уже о польских СМИ, которые удовлетворяются упрощениями.

Но быть может, часть зрителей захочет потом углубить свои знания самостоятельно. Очень советую.