Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Внимание большинства средств массовой информации привлекло разрушение доверия к Европе с ее парализованной ответной реакцией на продолжающийся финансовый кризис, что делало еще более невероятным понятие мир «большой тройки», в котором Европейский союз мог выступать как равноправный политический и экономический партнер с Соединенными Штатами и Китаем.

Канберра - Для любителей большой стратегии это был еще тот месяц, с некоторыми событиями, выглядящими как переломные моменты, которые заинтересуют будущих историков. Внимание большинства средств массовой информации привлекло разрушение доверия к Европе с ее парализованной ответной реакцией на продолжающийся финансовый кризис, что делало еще более невероятным понятие мир «большой тройки», в котором Европейский союз мог выступать как равноправный политический и экономический партнер с Соединенными Штатами и Китаем.

Читайте также: Россия и Китай — главная надежда Европы


Но самые интересные новые главы этой истории – в плане экономики, политики и безопасности ‑ были написаны в Азии и в тихоокеанском регионе. Хоть и присутствовал подтекст, в большинстве случаев вызванный нервозностью по поводу подъема Китая, в последние недели все стали свидетелями некоторых важных ведомственных и политических изменений, а также фундаментальных стратегических расстановок, производимых основными игроками региона.

Во-первых, в середине ноября на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который принимал президент США Барак Обама на Гавайях, Япония объявила о своем намерении присоединиться к США и другим восьми странам, включая Австралию, Чили и Сингапур, в переговорах по поводу транс-тихоокеанского партнерства (TPP). TPP создаст зону свободной торговли на 40% большую, чем Европейский Союз – и даже еще большую, если она, в конечном итоге, охватит всех членов АПЕК, далее укрепляя глобальное экономическое превосходство Азии. (Учитывая, что некоторые были привлечены идеей ограничения нового торгового партнерства с ближайшими друзьями и союзниками Америки, таким образом исключая Китай, трудно понять, как это послужило бы какой-нибудь конструктивной цели).

Во-вторых, лидеры всех основных стран в регионе – включая впервые США и Россию – встретились позже в ноябре на Восточно-Азиатском саммите, который принимала Индонезия на Бали, чтобы обсудить вопросы безопасности и экономики. По сообщениям, результатом этого стали некоторые активные обмены мнениями по вопросам территориальной претензии Китая в Южно-Китайском море. И поскольку Индия также является одним из ключевых членов, то эта недавно созданная группировка – единственная встреча, которая собирает вместе самых высших представителей правительств и не имеет ограничений по повестке дня – обречена на то, чтобы стать самой эффективной из всего алфавитного набора региональных и субрегиональных организаций Азии.

В-третьих, в преддверии Восточно-Азиатского саммита австралийский премьер-министр Джулия Гиллард объявила, что она сделает шаг в направлении послабления давнего запрета ее страны на продажу урана Индии, хотя та и остается за рамками договора о нераспространении ядерного оружия. Учитывая международное признание ядерного соглашения между Индией и США 2010 года – к несчастью без уступок со стороны Индии (таких как присоединение к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний или ограничение на ядерное оружие) – у Австралии просто не оставалось стратегических рычагов.

Какая бы причина ни стояла за этим, изменение политики устранит основной раздражающий фактор двусторонних отношений и будет способствовать более близкому политическому и стратегическому сотрудничеству в Индийском океане. Это намерение, которое не будет не замечено правителями Китая.



Четвертым моментом, и самым важным, была речь Обамы в Канберре по пути на Восточно-Азиатский саммит. Более всеобъемлющая и основательная, чем обычные двусторонние банальности. Обама объявил о своем «обдуманном и стратегическом решении», чтобы США играли «более важную и долгосрочную роль» в формировании Азиатско-Тихоокеанского региона, так как они сокращают свои вооруженные силы в Афганистане и на Среднем Востоке. Он назвал присутствие США и миссию в Азиатско-Тихоокеанском регионе «первоочередной задачей», и ее не должны касаться какие-либо сокращения затрат на оборону.

Добавляя сути – и разительного символизма – риторике, Обама и Гилард объявили о создании тренировочной базы в северной Австралии на 2500 морских пехотинцев США, важная новая возможность быстро достигнуть как юго-восточной Азии, так и Индийского океана. Речь Обамы в Канберре была осторожной, в ней подчеркивалось, что США хотят совместных, контактных взаимоотношений с Китаем. Но он при этом однозначно заявил, что США будут «сохранять свою уникальную возможность демонстрировать могущество», и выдал несколько резких посланий Китаю по поводу защиты международных норм и уважения прав человека.

Все это уже сгенерировало несколько ожидаемых язвительных замечаний со стороны государственных средств массовой информации Китая. Несомненно, Австралию и других союзников США ждут интересные времена, когда нам предстоит одновременно совмещать давнее сотрудничество и экономические предпочтения.

Важно, чтобы Австралия и другие страны в регионе действительно противостояли упорному китайскому националистическому чувству, которое сейчас действует на нервы всем в Южно-Китайском море, чтобы они противостояли своей оборонительной стратегией и союзническими взаимоотношениями, ограждаясь от самых худших сценариев, однако маловероятно, что эти сценарии могут появиться сейчас. Китай отлично знает, в каком положении сейчас находятся Австралия, США и другие страны; его лидеры понимают союзнические отношения этих стран, даже когда они ругаются с ними, они имеют свои собственные убедительные причины продолжать с нами торговлю.

Читайте также: Китай: деньги, власть и военная мощь


Однако в такой же степени важно не переусердствовать с конфронтацией. Как недавно заявил министр иностранных дел Индонезии Марти Наталегава, если так делать, то это будет только «провоцировать действие и ответную реакцию … ‑ порочный круг напряженности и недоверия».

Более того, поддерживая абсолютную солидарность по жизненно важным проблемам, азиатским союзникам Америки нужно демонстрировать, что у них есть свои собственные намерения и интересы в международной политике – особенно чтобы гарантировать, что США не будет это воспринимать, как само собой разумеющееся. Как бы ни было трудно устоять перед притягательным шармом Билла Клинтона или Барака Обамы, союзники не должны быть прислужниками.

Гарет Эванс - бывший министр иностранных дел Австралии, почетный президент Международной кризисной группы, и также в настоящее время ректор Австралийского национального университета