Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Революционный Египет

© REUTERS / Mohamed Abd El-GhanyБеспорядки в Египте
Беспорядки в Египте
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Восемь дней продолжаются самые захватывающие массовые акции протеста в Египте со времени восстания, свергнувшего прошлой зимой президента Хосни Мубарака, и вот уже в пятницу толпа на центральной площади Каира достигла своего наибольшего числа с начала демонстраций неделю назад – в пространство Тахрир втиснулись десятки тысяч. Столкновения между демонстрантами и силами безопасности Египта привели к гибели около 40 человек.

КАИР — Рябь баннеров и демонстранты с плакатами заполнили площадь Тахрир до краев. К ним присоединились множество семей, равно как и политические и религиозные лидеры с мегафонами, среди них продавцы чая и переносных навесов и даже человек с сахарной ватой – его огромное розовое сахарное облако виднеется над тысячной толпой.

Восемь дней продолжаются самые захватывающие массовые акции протеста в Египте со времени восстания, свергнувшего прошлой зимой президента Хосни Мубарака, и вот уже в пятницу толпа на центральной площади Каира достигла своего наибольшего числа с начала демонстраций неделю назад – в пространство Тахрир втиснулись десятки тысяч. Столкновения между демонстрантами и силами безопасности Египта привели к гибели около 40 человек. Но с плакатами и скандированием, по-прежнему призывающими к отставке военного режима, и неприятием последних уступок правящих генералов – назначить нового премьер-министра – новая инкарнация революции не проявляет признаков угасания.



Но в то время, как толпа на площади выглядит единым целом, ее масштабы маскируют глубокие разногласия о путях продвижения вперед всего за несколько дней до парламентских выборов. В рядах протестующих столкнулись разные мнения, что привело к расколу партийной коалиции накануне исторического голосования. На площади демонстранты расходятся в выборе первоочередных задач своих революционных требований и наиболее оптимального варианта развязки – установить график перехода от военного к гражданскому правлению или немедленно передать власть.

Читайте также: Площадь Тахрир заставила отступить египетскую хунту


Отвергая вновь назначенного премьер-министра Камаля аль-Ганзури (Kamal al-Ganzoury), как еще одного члена старой гвардии Мубарака, некоторые участники протестного движения предлагают, чтобы военный совет сразу выбрал временного лидера из пяти видных лидеров оппозиции, выдвинутых активистами Тахрир. «Эти пять человек представляют революцию, это и будет консенсус», — убеждает юрист Адиль Фатхи (Adil Fathi). Диапазон имен варьируется от популярного исламиста Абдель Монем Абул Фотуха (Abdel Monem Abul Fotouh) до либерального лауреата Нобелевской премии Мохамеда эль-Барадеи (Mohamed ElBaradei) – оба кандидаты в президенты, но идею вряд ли примут большинство египтян за пределами Тахрир.

Действительно, как ни велика протестная толпа на площади и в других крупных городах, население 85-миллионного Египта все же больше и еще более расколото. И это огромная проблема для революционеров. В бедном и густонаселенном районе Каира Аббасия в пятницу одновременный протест большой толпы египтян носил противоположный характер – в поддержку военных. «[Протестующие из Аббасии] уважительно и вежливо требовали, чтобы эти люди [на Тахрир] вернулись домой и дали возможность военному совету и правительству делать свою работу», — сказал Осама Хосни (Osama Hosni), занимающий выжидательную позицию, который решил посетить обе демонстрации перед тем, как принять свое решение. Люди в Аббасии хотят стабильности, добавил он, в чем так отчаянно нуждается Египет. Но, сказал он, все должно пройти демократическим путем. «Как только сформируется народная ассамблея, это поможет вернуть Египту стабильность, — сказал он. — Теперь люди протестуют свободно, но мы также нуждаемся в стабильности, а это приходит с выборами».

В пятницу военные заявили, что парламентские выборы в стране, которые должны начаться в понедельник, продлятся в течение двух дней вместо одного – эта поправка призвана способствовать явке избирателей, но, вероятно, она еще больше запутает и без того растерянный электорат. Проводить выборы или нет, учитывая ожесточенные столкновения на прошлой неделе между демонстрантами и силами безопасности Египта, уже этот вопрос разъединил политические коалиции, равно как и избирателей. «Я передумал из-за того, что произошло, — сказал протестующий Хамид Мохамед (Hamid Mohamed). — Я собирался участвовать в голосовании. Но из-за того, что случилось на прошлой неделе, я больше не собираюсь». Он нес плакат с надписью: «Эй, пирамиды, вы ослепляете меня», на которой также был изображен слепой с палочкой, нащупывающий путь к фигуре, изображающей фельдмаршала Мухаммеда Хусейна Тантауи (Mohamed Hussein Tantawi), который как будто удаляется с египетским флагом. Обвинения в том, что военные пытаются ослепить египтян, в прямом и в переносном смысле, в их действиях, были общей темой на Тахрире в тот день, когда правящий совет подтвердил, что голосование не будет отложено.

Читайте также: Книга твитов с площади Тахрир

Партия «Свободы и Справедливости» Братьев-мусульман, которая, как считают многие, получит значительное число мест при голосовании в понедельник, предпочла уклониться от протеста, чем заслужила осуждение со стороны либеральных партий и многих ее собственных сторонников, это также заставило других обвинить руководство Братьев в сговоре с военными. «Я думаю, что Братья-мусульмане ждут, чтобы посмотреть, какая будет политическая атмосфера, и они думают, что здесь есть люди, которые хотят отложить выборы», — сказал Хосни.

Другие утверждают, что протестующие могли бы добиться своего обоими путями: «Мы хотим, чтобы выборы прошли в срок, и в то же время мы требуем соблюдать права наших коллег и друзей», — сказал протестующий Тарик Рамадан (Tareq Ramadan), которые надел глазную повязку в знак солидарности с теми, кто потерял глаза от резиновых пуль в последние дни.

Читайте также: От площади Тахрир до Красной площади

Несмотря на это, многие протестующие говорят о том, что дальнейшее продолжение массового движения в Каире и в других крупных городах серьезно подорвет доверие к любым выборам на следующей неделе, не важно, сколько людей примут участие в голосовании. Если насилие ослабнет, протестующие и военные могут договориться об условиях. «Об этом напоминает наш опыт при Мубараке – остаться здесь ради перемен», — сказал один из протестующих Ашраф Шенди (Ashraf Shendi). Но большинство на Тахрир говорят, что на этот раз будет труднее, чем в предыдущий. Зимой восстание длилось 18 дней и привело к свержению диктатора, говорят они. На этот раз демонстранты стремятся свергнуть влиятельных военачальников, которые остались после него. Хорошо бы, чтобы обошлось без серьезного насилия или, по крайней мере, хотелось бы видеть больше участников. «В каждой революции участвуют лишь 15% населения. 100% не бывает, — говорит юрист Адиль Фатхи. — Но мы надеемся, что присоединятся больше людей. Нужно оказать больше давления».

 

Другие более циничны. «Перемирие не будет длиться очень долго», — предсказывает Мохамед Раджеб (Mohamed Rageb), сторонник Братьев, глядя на относительное спокойствие на площади. Как и другие сторонники Братьев, не согласные с воздержанием руководства, он решил присоединиться к протесту и был свидетелем применения насилия к протестующим. Хунта «просто проверяет людей», говорит он. «Они ждут, когда люди разочаруются и отчаются. Они ждут, чтобы увидеть, как это повлияет на людей здесь, и на широкую общественность и средства массовой информации – присоединится ли больше людей или же люди разойдутся». К концу вечера пятницы площадь Тахрир была забита, как и всегда, и столкновения между протестующими и полицией на проходящей через нее улице возобновились.