Отношения Америки с Пакистаном терпят крах. Десятилетия недоверия и двуличия с обеих сторон сейчас выходят на поверхность. Цели пакистанской армии расходятся с нашими. В сущности, в афганской войне мы находимся по разные стороны, и это окончательно все портит.
Гибель двух дюжин пакистанских джаванов (то есть солдат), предположительно в результате авиаударов НАТО, продолжает цепочку кризисов, которые происходят в этом году на границе между Пакистаном и Афганистаном. Разумеется, необходимо, чтобы наша и пакистанская армии выяснили, что произошло, и кто в этом виноват. Однако факты в любом случае не изменят пагубную тенденцию, сложившуюся в наших отношениях. В 2011 году мы ссорились из-за беспилотников, из-за агента ЦРУ по имени Рэймонд Дэвис (Raymond Davis), из-за пребывания Усамы бин Ладена в Абботабаде, из-за убийства экс-президента Афганистана Бурхануддина Раббани (Burhanuddin Rabbani), бывшего посредником на мирных переговорах, и из-за подстроенного пакистанской армией нападения талибов на посольство США в Кабуле. В каждом из этих случаев детали были спорными, однако в целом вывод очевиден — мы друг другу просто не доверяем. Две страны, входящие в шестерку крупнейших по числу населения государств мира, элементарно не верят словам друг друга.
Эта нехватка доверия – результат десятилетий взаимной лжи и взаимного обмана. Пакистан называл себя нашим союзником в борьбе с коммунизмом, «Аль-Каидой» и т. д., хотя, на самом деле, хотел только получить от нас оружие и помощь против Индии. Америка обещала помогать демократии в Пакистане и вместо этого поддерживала в этой стране четыре жестокие военные диктатуры. Как ни странно, пакистанская армия считает, что мы предавали Пакистан раз за разом – и в этом она права.
Сейчас мы ведем войну в Афганистане. По меньшей мере с 2005 года пакистанская армия помогает афганским талибам в борьбе против правительства Афганистана, которое поддерживаем мы и которое мир признает законным правительством этой страны. Между тем пакистанская армия поддерживает средневековое чудовище, готовое вернуть страну в тот ад, который создали в ней талибы в 1990-х годах. Она предпочитает такой вариант своему кошмару - проиндийскому режиму на западной границе Пакистана. Армия пытается действовать скрытно, но ее пограничные части регулярно помогают укрыться талибам и даже обеспечивают их артиллерийской поддержкой. Она дает приют и их лидерам, включая муллу Мухаммеда Омара (Mohammed Omar), скрывающегося в Кветте. Она обучает и консультирует тех, кто убивает американцев. Бывший глава Объединенного комитета начальников штабов адмирал Майк Маллен (Mike Mullen), хорошо знающий Пакистан, выразился совершенно ясно: они поддерживают наших врагов.
Это основополагающая проблема, которую нельзя игнорировать, невзирая ни на какие дипломатические тонкости. НАТО поддерживает правительство Карзая. Пакистанская армия (не гражданские власти Пакистана, а именно армия) поддерживает афганских талибов. Армия политически парализовала гражданскую власть, избранную в 2008 году. Три года назад она воспользовалась терактом, произошедшим 26 ноября в Мумбаи, чтобы нейтрализовать президента Асифа Али Зардари (Asif Ali Zardari). Президент хотел вести расследование совместно с Индией, армия выступала против – и победила. Сейчас она добилась отставки посла Пакистана в Вашингтоне Хусейна Хаккани (Husain Haqqani), которого военные давно не любили за то, что он написал книгу, в которой разоблачал их ложь и обманы.
Подробнее: Авиаудар по Пакистану: последствия
Сейчас они мешают осуществлять поставки по маршруту, проходящему через Карачи, по которому мы доставляем в Афганистан половину грузов. Пакистанская армия контролируют одновременно нашу логистику и логистику талибов. Занимать такую позицию на войне чрезвычайно удобно, и пакистанские военные это понимают. Кроме того, армия опять угрожает закрыть нашу базу беспилотников.
Америке необходимо взаимодействовать с Пакистаном. Он слишком важен, чтобы с ним не взаимодействовать. В конце концов, возможно, скоро у него будет третий в мире ядерный арсенал. Но мы также должны помогать слабой пакистанской демократии и сдерживать пакистанских генералов. Это сложно совмещать. Год назад президент Обама пообещал посетить Пакистан в 2011 году. Сейчас этот визит даже не обсуждается. Отношения между Пакистаном и США лежат в руинах. И, скорее всего, ситуация будет продолжать ухудшаться.
Брюс Ридел – старший научный сотрудник Центра Сабана Института Брукингса, долгое время служил в ЦРУ. В 2009 году по поручению президента Обамы он занимался стратегическим анализом политики по отношению к Афганистану и Пакистану. Автор книг «Смертельные объятья: Пакистан, Америка и будущее глобального джихада» («Deadly Embrace: Pakistan, America and the Future of the Global Jihad») и «В поисках “Аль-Каиды”: ее руководство, идеология и будущее» («The Search for Al Qaeda: Its Leadership, Ideology and Future»).