Nasz Dziennik: Что вы думаете о громких исках внука Сталина Евгения Джугашвили, который заявляет, что резолюция российской Думы, в которой убийство польских офицеров в 1940 году было признано сталинским преступлением, нарушает честь и достоинство его деда?
Ирениуш Каминьский (Ireneusz Kamiński): Это нечто абсолютно курьезное даже для российских реалий. Этот иск должен вызывать и вызывает удивление не только у нас, но и в самой России, что как раз является хорошей новостью. У меня есть ощущение, что удивлена не только какая-то малая часть общества, например, интеллигенция, но большинство россиян. И такое восприятие тоже следует воспринимать как позитивный аспект этого дела. Это не первый иск Джугашвили, а его очередные юридические действия, ранее он подавал иски против других лиц, которые говорили о виновности в катынском преступлении Сталина, Политбюро КПСС. И все эти иски российские суды отклонили. Но внук Сталина необычайно упорен. Я не думаю, что это новое дело завершится с иным результатом, чем предыдущие.
Еще по теме: Страсбургский суд изучает катынское преступление
- Джугашвили со своим иском, видимо, на несколько лет припозднился. Сейчас в России уже, пожалуй, нет подходящей атмосферы для попыток отрицания ответственности Сталина за преступления времен Второй мировой войны.
- Это правда, его действия запоздали. Но я бы сказал, что не на несколько лет, а больше: я думаю, стоит говорить о двух десятилетиях. Атмосфера и ситуация в России менялись одновременно с тем, как Советский Союз признал, что ответственность за катынское преступление лежит на Сталине. Тогда, в начале 1990-х, казалось, что эта информация дойдет до широкой российской общественности благодаря катынскому делу, которое вели сами россияне и которое вначале шло очень хорошо. Польская сторона получала тогда ключевые документы, связанные с этим следствием, копии решения Политбюро. Первые проблемы со стороны Москвы начали появляться лишь позднее, когда Бориса Ельцина на посту президента сменил Владимир Путин. Тем не менее, действия Джугашвили удивительны.
- Но ведь кому-то хочется раздуть резонанс вокруг этого дела и снять ответственность со Сталина. Кажется мало правдоподобным, что его 74-летний внук делает это, чтобы показаться перед камерами…
- Я согласен, что это проблема не только Джугашвили, а определенной группы людей. Ведь мы знаем, что катынское преступление отрицает не только он, хотя, возможно, какие-то «семейные чувства» тоже играют здесь роль и мешают ему принять историческую правду. В этом контексте гораздо важнее, что катынское преступление отрицает КПРФ. Это серьезная проблема, потому что ее члены представлены в российском парламенте. Мы имеем здесь дело с участником российской политической жизни, который отрицает факты о виновных в катынском преступлении. Я не могу себе представить, чтобы, например, в немецком парламенте оказалась партия, которая бы отрицала вину Германии за Холокост. Так что это очень опасное явление, более опасное по своим последствиям, чем иски Джугашвили, и это должно, без сомнения, вызывать нашу озабоченность.
Читайте еще: Медведев хочет продолжения катынского дела
- Россия не может определиться в отношении катынского дела. С одной стороны, мы слышим, что власти уже близки к выработке документа по реабилитации польских жертв 1940 года, а с другой стороны, Москва постоянно затрудняет работу Европейского суда по правам человека, который рассматривает дело, связанное с этим преступлением.
- Это тоже очень любопытная проблема. Она, конечно, состоит не в том, что российское руководство отрицает катынское преступление, но мы сталкиваемся здесь с чем-то удивительным. Ведь раз это преступление совершено, как утверждает Россия, другим, тоталитарным, совершенно отличным от нынешнего, режимом, с которым сегодняшняя власть не хочет иметь ничего общего, я не понимаю, каким образом гриф секретности, который был наложен на катынское следствие в 2004 году, нацелен на защиту ключевых интересов демократической (а такой она хочет казаться) России?! Это нечто поразительное и совершенно непонятное. Никто не может себе вообразить, чтобы современная Германия прикрывалась необходимостью защиты своих нынешних интересов, чтобы засекретить документы, связанные с нацистскими преступлениями. Это вызвало бы международный скандал.
- Спасибо за беседу.
Еще по теме: Лавров: Россия готова признать жертв Катыни невиновными