Крайняя острота кризиса, охватившего в настоящее время Европу, в особенности еврозону, в том числе в связи с «суверенным» долгом Греции и Италии, ставит нас перед следующим вопросом: разве европейские народы не могут воспользоваться жизненным опытом некоторых стран Южной Америки, накопленным в ходе борьбы с кризисами? Следует отметить, что до настоящего времени в экономике южноамериканских стран применялись советы, разработанные в США и имеющие якобы всемирную ценность, хотя в действительности полезными они оказывались крайне редко. Однако времена изменились…
Еще по теме: Латинская Америка накануне декады роста
Европа, охваченная кризисом
Предлагаемые (точнее, навязываемые) неолиберальные решения, сводящиеся к мерам жесткой экономии и сокращению социальных услуг с целью спасения охваченного кризисом капитализма и стимулирования экономического роста, абсурдны. Они еще больше обострят этот кризис и ускорят движение самой системы в сторону пропасти.
С политической точки зрения это повсеместно способствует усилению крайне правых и расистских сил, всегда стоящих на стороне существующего порядка. В такой ситуации нынешний кризис еврозоны следует рассматривать в тесной взаимосвязи с самими основами процесса строительства единой Европы. Существовало мнение, что единую валюту можно создать без государства при том, что, по сути дела, единой политической Европы не существует. Здесь изначально была заложена ошибка, заключавшаяся в том, что Европа намеревалась в приказном порядке соединить в одно сообщество страны с абсолютно разной экономикой, не укрепляя при этом политические институты в масштабах континента и не проводя политику социального выравнивания сверху. Неудивительно, что эта «плохая Европа», антидемократическая и антисоциальная по своей сути, ущемляющая интересы народов, с каждым разом наталкивается на все большее неприятие.
Читайте еще: Латинская Америка поддерживает США и Европу в кризис
И все же не следует тешить себя иллюзиями, продолжая уповать на возможность нового «кейнсианского компромисса». Созданный после Второй мировой войны прецедент не был подарен крупным капиталом, а добыт с боем в ходе борьбы народных масс в самых разнообразных ее формах.
Сейчас крупный финансовый капитал, вновь взявшие в свои руки бразды правления, не намерен идти на какие-либо уступки.
У кейнсианства (который некоторые превозносят), по большому счету, нет ни будущего ни настоящего. Отныне и впредь именно финансовые олигополии занимают господствующее положение и диктуют свою волю государствам, устанавливают свои процентные ставки, создают валюту, а в случае необходимости, и проводят национализацию.
Выход из еврозоны?
Ввиду системного кризиса и связанных с ним опасностей, среди которых стоит упомянуть и приход к власти крайне правых сил, для прогрессивных сил Европы настал момент вновь перейти в наступление, выдвинуть альтернативные предложения леворадикальные по содержанию и интернациональные по сути, направленные на возрождение социальных проектов и солидарных выступлений с борющимися народами южноамериканских стран.
Среди многочисленных тем, которые подлежат обсуждению, стоит упомянуть выход из еврозоны, в частности стран южной Европы, на определенных условиях и различными способами. Разумеется, речь идет о довольно тяжелом решении для таких маленьких стран как Греция.
Было бы неправильно утверждать, что этот выход из еврозоны пройдет безболезненно. Равно как и неправомерно говорить, что этот путь обречен на провал.
Хотя бы по трем причинам. Во-первых, некоторые ведущие в экономическом отношении европейские страны, например, Великобритания, не входят в еврозону. Затем, есть страны, например Исландия, которые сильно пострадали от кризиса и в настоящее время вошедшие в стадию экономического восстановления, находясь вне зоны евро. И наконец, за пределами европейского континента есть южноамериканские страны, решившиеся пойти на разрыв с существующей международной валютной системой, и это не повлекло для них каких-либо катастрофических последствий. Скорее наоборот, именно этот разрыв с неолиберальными догмами позволил им обрести свободу и выбрать иной путь развития.
Что полезного можно почерпнуть из южноамериканского опыта?
Целый ряд недавних событий в странах Южной Америки показал, что обретение элементов национального суверенитета, в том числе и финансовой сфере, и политическая воля в условиях стихии финансовых рынков расширили свободу маневра и позволили этим странам найти решение непростых социально-экономических проблем, вызванных по большей части самой мировой капиталистической системой, неприемлемой и несправедливой.
Давайте приведем в качестве примеров ограничение хождения доллара на Кубе; сокращение взаимодействия Венесуэлы с Международным валютным фондом (МВФ) и даже создание Южноамериканского банка (Bancosur) странами Боливарианского альянса для нашей Америки (ALBA), такими как Боливия, Бразилия и другие.
Еще по теме: Новая Латинская Америка
Мы можем также привести пример страны с менее радикальной формой правления, как, скажем, Аргентина, в конце 2001 года заявившей о приостановке платежей по задолженности и достаточно быстро восстановившей свой экономический рост, не выйдя при этом из системы мировых хозяйственных связей. От неолиберальной катастрофы аргентинскую экономику спасли приостановка платежей по задолженности, девальвация национальной валюты и план рефинансирования государственного долга.
Несомненно, такой стране как Греция, имеющей более слабую по сравнению с Аргентиной производственную базу и экспортный потенциал (основой которого является агропромышленный комплекс и энергетика), сложнее будет выйти из еврозоны. Но, разумеется, для ее народа это не «будет концом света», как возвещают ведущие средства массовой информации. Принятие такого решения дается нелегко ввиду государственной задолженности и риска оттока капиталов. Однако в дальнейшем оно необходимо для того, чтобы выбраться из неолиберальной ловушки. И сделать это нужно до того, как Германия сама решит исключить эту страну из еврозоны.
Давайте посмотрим на Эквадор. Правительство этой страны приняло решение о проведении аудиторской проверки внешней задолженности, аннулировало «одиозные» (то есть, незаконные) долги, приостановило обналичивание денежных средств с целью сокращения государственного долга и благодаря этому высвободило ресурсы для проведения социальной и инфраструктурной политики. Во всех вышеописанных случаях государство, без каких-либо катастрофических последствий, восстановило свои полномочия на принятие политических решений в области экономики, что позволило вытащить страну из того болота, в котором она увязла.
Еще по теме: Латинская Америка укрепляет свои позиции
Именно в таком ключе развивались события в Малайзии после азиатского кризиса 1998 года, когда правительство (отнюдь не «левого» толка) ввело ограничения на распоряжения МВФ и стало проводить ту антикризисную политику, которую считало правильной.
Тогда почему же этого не делают в Европе? Конечно, обстановка на каждом континенте имеет свои характерные особенности, но альтернативные пути развития существуют в форме перехода к пост-капиталистическим, демократическим и социально ориентированным государствам.
Веление времени состоит в том, чтобы не стараться придумывать чудодейственных решений «под ключ», а вернуться к обсуждению животрепещущих проблем современности с участием левых сил. Сейчас, наконец-то, наступило время говорить, без запретов и комплексов, о путях выхода из кризиса, которые были направлена на благо европейских народов: контролируемый выход из еврозоны, девальвация валют (или новой общей валюты), установление контроля над финансовыми потоками, пересмотр политической роли Центробанков, национализация банковского сектора и некоторых стратегических отраслей экономики, частичное аннулирование государственного долга, перераспределение богатства, восстановление социальных функций государства, стимулирование народного участия, а также усиление прогрессивных движений в Европе, открытых для диалога со странами Южной Америки. Поскольку в действительности, суверенными являются народы, а не задолженности.