Вашингтон – Отношения Америки с Пакистаном неуклонно ухудшаются с тех пор, как «морские котики» убили Усаму бен Ладена неподалеку от Исламабада в мае. Положение стало еще хуже в сентябре, когда адмирал Майкл Маллен, бывший глава Объединенного комитета начальников штабов США, обвинил разведывательное агентство Пакистана в поддержке нападения на американское посольство в Кабуле. А в субботу отношения достигли очередного нижнего предела, когда в результате авиаудара НАТО по ошибке были убиты два десятка пакистанских солдат, а Пакистан ответил закрытием маршрутов снабжения контингента в Афганистане, которые проходят через его территорию.
Еще по теме: Российский взгляд на будущее Афганистана и Пакистана
Вместо того, чтобы основательно полагаться на Пакистан в качестве коридора снабжения, Соединенные Штаты должны расширить свое сотрудничество с Россией, которая играет все более важную роль в транзите военных грузов в Афганистан и обратно. Это станет одновременно и ограничителем, и предупреждением генералам, которые контролируют Пакистан.
Действительно, это предложение может показаться ироническим или даже нелепым, учитывая, что Афганистан был местом, где в течение примерно десятилетия разворачивалась битва между Соединенными Штатами и Советским Союзом в конце холодной войны. (В то время Америка сотрудничала с Пакистанам в вопросе поддержки афганских моджахедов, боровшихся с Советами). Но тем не менее, вариант совместной работы с Россией сегодня – это ключ к тому, чтобы предотвратить превращение США в заложника неблагонадежной политики Пакистана и его амбиций в Средней Азии.
Расширение транзитных путей в Афганистан и из него – критически важный фактор для американских национальных интересов, это улучшит безопасность для сил НАТО, а также станет сигналом того, что Вашингтон ничем не обязан Исламабаду. Это может также побудить Пакистан подвергнуть переоценке и пересмотру свою политику в плане предоставления убежища и поддержки террористическим сетям, действующим против американских сил.
В последние два года Северная сеть доставки (Northern Distribution Network - NDN), идущая через Россию и Среднюю Азию, превратилась из периферийного компонента американской логистики военного времени в принципиально важный маршрут поставок небоевых грузов в Афганистан. По этому маршруту – который проходит через Россию, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Латвию, Азербайджан и Грузию – проходит примерно 52% всех грузов коалиции, идущих в Афганистан. А по соглашению 2009 года о воздушном транзите с Россией, более 1500 военных рейсов, перенесших 225 000 американцев, было совершено через воздушное пространство России.
Читайте еще: Уход США из Афганистана может уничтожить российско-американскую "перезагрузку"
Этот северный маршрут гораздо менее опасен, чем маршрут поставок, идущий через Пакистан, где боевики часто нападают на американские и натовские конвои. По мере того, как действия администрации Обамы в Афганистане подходят к концу, и мы начинаем сокращать наше военное присутствие там, этот маршрут приобретает еще большее значение. Действительно, США должны иметь возможность постепенно выводить свои силы из Афганистана безопасным образом, а не подвергать американские конвои риску нападения, когда они будут проходить через Пакистан.
Переговоры о выводе американских сил из Афганистана через Россию будут нелегкими; к данному моменту Москва разрешила только поставки небоевых грузов. Тем не менее, Россия согласилась ранее в этом году разрешить некоторым типам бронемашин пересечь свою территорию в направлении Афганистана, и Вашингтон должен стремиться к дальнейшему укреплению сотрудничества.
Способствование американскому выводу из Афганистана позволит российским лидерам внести важный вклад в вопросы региональной безопасности; успешное американо-российское сотрудничество, при помощи других стран, территория которых охвачена северным маршрутом, также может способствовать поддержанию региональной стабильности.
Еще по теме: Индия, Россия и стабильность в Афганистане
Россия остается глубоко враждебно настроенной по отношению к более широкой роли Америки в Средней Азии. Однако перспектива американского вывода войск из Афганистана помогла ряду российских официальных лиц оценить выгоды в плане безопасности от американского присутствия там. Действительно, на встрече 11 ноября в пригороде Москвы премьер-министр России Владимир Путин явно отметил, что НАТО играло «позитивную» роль в Афганистане, и выразил озабоченность последствиями преждевременного и поспешного вывода войск.
Многие американцы забывают, что г-н Путин был первым из иностранных лидеров, кто позвонил президенту Джорджу Бушу-младшему после терактов 11 сентября 2001 года, и предложил свою помощь, и Москва быстро согласилась разрешить создание американских баз в бывших советских республиках Средней Азии в рамках поддержки военных усилий в Афганистане. И даже до 11 сентября, во время работы администрации Клинтона, г-н Путин предлагал сотрудничество США и России в борьбе против талибов; Вашингтон отклонил тогда предложение по политическим причинам – это была ошибка, которую мы не должны повторять. Критики могут быть обеспокоены тем, что ситуация, когда США будут полагаться на северный маршрут в плане поддержки наших войск в Афганистане и последующего вывода их по мере уменьшения нашего присутствия в этой стране, сделает Соединенные Штаты слишком зависимыми от России. Но принимая во внимание географическое положение Афганистана, у нас нет иного выхода, кроме как зависеть от других в вопросах доступа к его территории.
Выбор заключается между Пакистаном с одной стороны и Россией и странами Средней Азии с другой. А в России, в отличие от Пакистана, не базируются боевики, которые убивают американцев на поле боя.
Дов Захейм, заместитель министра обороны в период с 2001 по 2004 годы, заместитель председателя Центра Национальных интересов (Center for the National Interest), бывшего Никсоновского центра, неправительственной политологической организации в США, близкой к умеренным республиканским кругам. Пол Сондерс – исполнительный директор центра.