Режиссер фильма The Soviet Story, рассказывающего о сотрудничестве сталинского и нацистского режимов, Эдвинс Шноре утверждает, что как европейцы, таки и россияне должны увидеть реальность того времени, признать и осудить преступления в том числе и коммунистического режима.
Европейцы этого, поскольку в отношениях с Россией для них важнее экономика, а у нынешнего руководства России просто нет желания этого делать, считает он.
29 ноября в рамках конференции «История и память: советское прошлое 1953-1990 гг.», которая проходила в Сейме Литвы, был показан документальный фильм латвийского режиссера The Soviet Story, снятый в 2008 году и получивший серьезный широкий отклик на Западе.
Фильм получил премию Бостонского кинофестиваля, был продемонстрирован в Европаларменте и ряде европейских стран. На днях фильм показали и по одному из каналов литовского телевидения, а принимавший участие в дискуссии после показа картины в парламенте преподаватель истории из литовской гимназии утверждал, что показывает этот фильм своим ученикам.
Фильм рассказывает об истории советского государства сталинского периода, Голодоморе, репрессиях НКВД, сотрудничестве советских и нацистских карательных и военных структур, событиях в Катынском лесу и т.д.
Еще по теме: Когти Голодомора
В России картина была встречена резко критически. Так один из официальных историков Александр Дюков обвинил режиссера в «фальсификациях, исторических ошибках и ложных свидетельствах», подчеркнул, что в фильме «сознательно смешиваются понятия советский, русский и нацизм», и назвал картину «мощным идеологическим оружием против России».
Фильм появился в 2008 году, был показан во многих европейских странах, переведен на 30 языков. Режиссер Эдвин Шнорас не скрывал в разговоре с DELFI, что его картина в первую очередь направлена на западного зрителя.
- Ваш фильм, насколько можно сделать вывод из сказанного вами на конференции, направлен в первую очередь на западное сообщество…
- Можно сказать так.
- Почему?
- Я думал о создании такого фильма уже давно, когда учился в школе, когда изучал потом политическую науку в университете. Когда я учился на Западе, то увидел, что люди многое не знают из истории Восточной Европы, поэтому они многого не понимают и сейчас. Я имею в виду нашу политику. И идея фильма в первую очередь в том, чтобы показать Западу, чтобы они узнали о том периоде, проанализировали и смогли понять нашу позицию.
Читайте еще: Право на историю
Второй мотив для создания фильма – это несправедливость, которую мы видим, например, в Латвии, и, я думаю, это присутствует и в Литве, когда есть два типа жертв тоталитарных режимов. Одни – жертвы нацистской Германии – получают пенсии, деньги на медикаменты, компенсации, а другие – кто был в ГУЛАГЕ, чье здоровье серьезно пострадало, живут в Латвии в условиях бедности, часто у них нет даже денег на хлеб. По моему мнению, это огромная несправедливость.
- Вы использовали западные архивы и говорите, что документы из них были там всегда, однако на Западе их не хотели показывать. Какую реакцию вы ожидали после своего фильма?
- Главная проблема заключается в том, что после Второй мировой войны те, кто победил, написали историю, что «добро» одержало победу над «злом». Но это не так. Люди в Восточной Европе находились в оккупации. К примеру, в Латвии массовые ссылки людей в Сибирь, где многие из них погибли. А в это время Запад сотрудничал с СССР, как и во время ВМВ.
Конечно, они были вынуждены выбирать между нацистской Германией и СССР, и выбрали СССР. Это понятно, но они должны увидеть реальность и быть в состоянии признать, что Советский союз, сталинский режим – это преступный режим, который в первую очередь убивал русских. Я это изучал и знаю, что русские люди сопротивлялись коммунистам. Достаточно вспомнить, например, Тамбовское восстание, когда людей убивали войска Тухачевского. Это ужасно, и Европа этого не видела, не видела того, что коммунисты делали в России и на Украине.
Читайте еще: Цвет истории не черно-белый
Это был преступный режим, с которым Запад сотрудничал, а в некоторых случаях в прямом смысле помогал ему. Например, в 1944 году, в год массовых депортаций, жителей Чечни и Средней Азии транспортировали на американских «Студебеккерах». Т.е. американское оборудование использовалось для геноцида.
- Историческая правда неудобна и для России, и для Запада?
- Именно. Материалы были в западных архивах, но они не хотят их показывать.
- Вы говорили, что обращались и в российские архивы, но не нашли отклика. После появление вашей картины со стороны россиян появилось много возмущенных «сгущением красок и фальсификацией» высказываний.
- В России есть большая проблема, заключающая в том, что она не может признать эти преступления и осудить их. Давайте согласимся, что совершенное Сталиным – это плохо, преступно. Но мы видим, что Владимир Путин и другие не хотят этого делать. Они говорят, что мы уже осудили эти преступления, что пакт Молотова-Риббентропа был осужден, и мы больше не хотим об этом говорить. То есть, нет желания реально осудить эти преступления и сказать, что мы двигаемся дальше, как это было сделано в Германии.
У нас есть ситуация в случае с В.Путиным, который был офицером КГБ и работал вместе с бывшими сотрудниками НКВД, которые, вероятно, убивали людей в 1940-е гг. И никакого разрыва не произошло, произошла трансформация, поэтому мы и видим все то, что происходит сейчас в России. Представьте себе офицера Гестапо канцлером Германии после войны!
Еще по теме: История должна нести поэзию, а не танки
- То есть экономические аспекты в отношениях с Россией для европейцев важнее исторической справедливости?
- Это правда, поэтому и существуют двойные стандарты в Европе.
- Вы пытались показать свой фильм в России? Обращались в какие-то учреждения в этой связи.
- Я не обращался прямо, но восхищен тем, что какие-то энтузиасты перевели фильм на русский язык и разместили в Интернете. Я рад, что его увидело столько людей и только за то, чтобы этот фильм распространялся в России.
По словам Эдвинса Шноре, он собирал материал в течение 10 лет, а над фильмом работал два года. В фильме, говорит он, невозможно отобразить все, поэтому из первоначального материала пришлось оставить лишь часть, но он пока что не собирается снимать второй подобный фильм о событиях того периода времени. При этом в данный момент он готовит диссертацию на тему Голодомора в Украине.
Справка:
The Soviet Story — документальный фильм латвийского режиссера Эдвинса Шноре снятый на средства блока партий «Союз за Европу наций», представленного в Европарламенте, о сталинских репрессиях, расстреле польских офицеров в Катыни, сотрудничестве СССР и нацистской Германии, о проявлениях нацизма в современной России.