«Все это нацистская пропаганда. На этой фотографии не тело Якова Джугашвили», - говорит молодой человек с орлиным носом, показывая пальцем на фотографию в посвященном Сталину музее в городе Гори.
Экскурсовод музея Ната Ревазашвили опускает глаза в пол. Она не решается сказать ни слова. Что ответить правнуку Сталина, которого к тому же зовут, как и первого сына бывшего советского лидера Якова Джугашвили? Что сказать прямому потомку одной из самых противоречивых фигур в советской истории?
Экскурсовод только что рассказала, как нацисты захватили Якова Джугашвили в плен в 1941 году, а затем расстреляли после того, как его отец отказался обменять его на немецких офицеров. «Это миф. Мой дед Яков погиб в бою. Он умер под бомбами, - заявляет этот 39-летний грузин. - Черти что, а не музей. Его нужно закрыть!»
Читайте еще: Умерла дочь Сталина
Девушка, которую наняли на эту должность всего полгода назад, предпочитает хранить молчание. И уважительно кивать головой.
Это уже не первый визит Якова Джугашвили в музей Гори, который посвящен памяти родившегося в этом небольшом провинциальном городе бывшего лидера СССР. Он часто приходит сюда, чтобы посмотреть экспонаты и поспорить с работниками музея. Хотя после распада Советского Союза прошло уже 20 лет, его по-прежнему встречают со всем уважением. И речи не идет о том, чтобы заставить его заплатить за вход или экскурсию. Яков Джугашвили здесь почти как дома. Однако последние несколько лет он почему то чувствует себя здесь не в своей тарелке.
10 лет назад грузинский художник уже приглашал наше издание в Гори. В тот момент, разгуливая по просторным выставочным залам музея, он прямо-таки излучал гордость и уверенность. Он расхваливал поэтический талант своего деда, стараясь не касаться политики.
Но сегодня он просто кипит. «Последние лет десять, когда я не работаю над очередным полотном, то в первую очередь провожу исторические изыскания о моем прадеде и Советском Союзе. Это важно, потому что нам без конца врут о нашей истории и, как следствие, о нашем будущем». Кроме того, он подал в суд на российский парламент за некоторые заявления в адрес его предка.
Сидя в одном из кафе грузинской столицы Тбилиси, где он живет вместе с женой Нино и трехлетней дочерью Ольгой-Екатериной, Яков Джугашвили излагает собственную версию истории. Его прадед был не диктатором, а великим лидером. В итоге его убили его же ближайшие соратники, выступившие против демократических реформ, которые тот хотел провести в Советском Союзе. Желавшая ему смерти элита КПСС распустила целое море лжи о правлении Сталина после его кончины и обвинила его в гибели миллионов людей. Десятилетия спустя те же самые заговорщики уничтожили Советский Союз, «чтобы узаконить колоссальные состояния, которые они накопили за советскую эпоху», уверен Яков. Прославляемый на Западе Михаил Горбачев не находит у него ни малейшей поддержки. «Это предатель, - заявляет он. - Более 200 миллионов сограждан ненавидят его, потому что он развалил Советский Союз».
Еще по теме: Книга памяти покажет истинное лицо сталиснского режима
Яков Джугашвили даже не пытается скрывать, что ему не хватает бывшей советской империи. Остро не хватает. Он с грустью вспоминает об учебе в элитной коммунистической школе в Москве, бесплатном жилье для всего населения и медицинских услугах, на которые имели право все советские граждане. «Несколько дней назад моя дочурка обожглась. Если бы у меня не было 100 лари (около 60 долларов), никто бы даже не стал помогать ребенку с ожогом второй степени», - возмущается он. «Мы потеряли всю защищенность, что у нас была, и посмотрите, что мы получили взамен», - говорит он, глядя в окно.
Снаружи на улицах старого Тбилиси кипит жизнь, а реставрация старых домов идет полным ходом. За десять лет город стал заметно богаче. И намного безопаснее благодаря реформе полиции, которую провел нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили. «Все это лишь пыль в глаза. Все, кто могут уехать из Грузии, делают это. У меня больше не осталось здесь ни одного друга. Они все переехали в Европу, США и Россию», - говорит он. В скором времени Яков Джугашвили собирается последовать их примеру.
Недавно он отказался от грузинского гражданства, чтобы получить российский паспорт. «Я хочу, чтобы моя дочь получила образование в России. Здесь ее научат только пропаганде правительства, которое больше не хочет, чтобы молодежь умела критически смотреть на жизнь», - отмечает он.
Еще по теме: Активисты жалуются, что в России все еще превозносят Сталина
Сам он в свою очередь планирует реализовать крупный политический проект вместе с группой сторонников. Провозгласив себя коммунистом «времен прадеда», Яков Джугашвили стремится провести в России, а затем других республиках бывшего СССР голосование, которое бы позволило гражданам оценить результаты работы их президента. Если значительная часть населения заявит о своем недовольстве по окончанию четырехлетнего мандата, уходящий лидер должен пересесть из президентского кресла на тюремную скамью.
Кроме того, Яков Джугашвили мечтает и о восстановлении прошлой империи. И в этом он не одинок. И результатов последних опросов следует, что 20% населения России хотели бы возрождения Советского Союза, а 39% полагают, что его распад оказался трагедией.
Грузия, которая три года назад прошла через войну с Россией, гораздо меньше других постсоветских республик восприимчива к идее о повторном объединении. Да и вообще наследникам Сталина.
Племянник Якова Джугашвили Иосиф прекрасно это понимает. Ему всего 16 лет, но он знает, что его мечта стать дирижером будет зависеть от политики. «В зависимости от того, кто будет у власти, мое имя может мне навредить или помочь», - говорит молодой человек, который великолепно играет на фортепиано. «Сейчас, когда я представляюсь, люди в возрасте думают, что я шучу. Что касается молодых, они вообще никогда не слышали об Иосифе Джугашвили», - говорит он, признавая, что история в его стране меняется в зависимости от обстоятельств.
С Яковом Джугашвили мне удалось познакомиться через монреальского фотографа Хейди Холлинджер (Heidi Hollinger). Во время поездки в Грузию в 2002 году художник дал мне интервью по случаю 50-летней годовщины смерти его прадеда. Он и его жена Нина многое рассказали мне об этой необычайной кавказской республике.