В последние месяцы нарастает напряженность между США и Россией по целому ряду наболевших проблем, включая ПРО и пути снабжения коалиционных войск в Афганистане. Похоже также, что Москва и Вашингтон приближаются к очередному кризису, касающемуся вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Эти кризисные ситуации возникают в момент, когда Вашингтон с трудом выполняет свои многочисленные обязательства по всему миру, а также размышляет о том, на чем сосредоточить усилия: на нынешних событиях в Афганистане или на будущих событиях в Центральной Европе. Россия воспользовалась этим затруднительным положением США, и применяет сегодня имеющиеся у нее рычаги давления в обеих областях. Однако если Москва зайдет слишком далеко со своей агрессивностью, она может вызвать обратную негативную реакцию со стороны США и Центральной Европы.
Сохраняющиеся разногласия по ПРО
Американская схема противоракетной обороны для Европы давно уже является источником напряженности в отношениях США и России. Вашингтон утверждает, что его программа европейской ПРО направлена на противодействие угрозам, возникающим со стороны Ближнего Востока, а именно Ирана. Но его противоракетные установки в Румынии и Польше будут введены в строй к 2015 и 2018 годам, соответственно. А Россия считает, что к этому времени Соединенные Штаты решат свои проблемы с Ираном. Поэтому Москва видит в противоракетной стратегии США в большей степени американское стремление сдержать Россию, нежели Иран. Москва не боится того, что Соединенные Штаты попытаются подорвать или подавить российские силы ядерного сдерживания – проблема в создании американского военного присутствия в этих двух странах, что означает принятие Америкой определенных обязательств по отношению к ним. Румыния и Польша граничат с территорией бывшего Советского Союза, где Россия восстанавливает свое влияние.
Читайте еще: Центральная Европа наблюдает, как Вашингтон и Москва бьются за ПРО
Ранее Россия настаивала на том, чтобы ключевые страны-участницы схемы ПРО Джорджа Буша, к которым относились Польша и Чехия, пересмотрели свое отношение к данным планам. Такая напористость достигла своего пика в 2008 году, когда Россия вторглась в Грузию. Это доказало, что Москва готова идти на военные действия, а также продемонстрировало ограниченность гарантий безопасности США в данном регионе. Российские действия в Грузии заставили центральных европейцев глубоко задуматься, вызвав ряд попыток умиротворить Кремль. Тем не менее, эти государства не утратили полностью веру в США как в стратегический противовес России.
После этого Россия внесла изменения в свою стратегию в области ПРО. Вместо того чтобы категорически выступать против данного плана, Москва предложила схему интеграции, предусматривающую сотрудничество. Кремль обосновал это тем, что если подлинной причиной для расширения противоракетной обороны является Иран и прочие угрозы нероссийского происхождения, то участие России в этой системе следует приветствовать, поскольку оно укрепит западную ПРО. Российская система ПРО охватывает евразийский континент, хотя ее практическая эффективность и совместимость с американскими системами вызывает сомнения. Этот план был расценен как более примирительный подход с теми же конечными целями: помешать размещению американских войск в Восточной Европе.
Однако Соединенные Штаты и большинство стран НАТО отвергли российские предложения, оставив России возможность для принятия новой оборонной стратегии, которую российский президент Дмитрий Медведев изложил 24 ноября. Медведев подчеркнул, что Россия проявила «политическую волю», дабы открыть принципиально новую страницу в отношениях с США и НАТО, однако Соединенные Штаты с презрением отвергли ее предложение. Сопротивление США российскому участию в системе ПРО вынудило Москву принять другие меры противодействия американским планам в Центральной Европе. Именно на такой исход она и надеялась.
Еще по теме: ПРО в предвыборной гонке США и России
Медведев также заявил, что если Соединенные Штаты будут и дальше отказываться от сотрудничества с Россией по ПРО, Москва осуществит свои планы по развертыванию мобильных оперативно-тактических комплексов баллистических ракет «Искандер» и введет в действие радиолокационную систему дальнего обнаружения в Калининградской области, которая является российским эксклавом, находящимся на Балтийском море и граничащим с членами НАТО Литвой и Польшей. Он сказал, что Россия подумает и о развертывании других комплексов «Искандер», в частности, на своих западных и южных границах, а также ускорит идущий уже длительное время процесс оснащения баллистических ракет современными маневренными головными частями и средствами обеспечения прорыва ПРО. Была также озвучена возможность нацеливания российского стратегического оружия на объекты ПРО. Медведев добавил, что могут быть приняты и дополнительные меры в целях «нейтрализации европейского компонента американской системы противоракетной обороны», завершив свое заявление тем, что всех этих шагов можно избежать, отдав предпочтение новой эпохе партнерства между США и Россией, если того захочет Вашингтон.
Дилемма для США
Ожидалось, что Соединенные Штаты отреагируют на провозглашенную Россией новую стратегию 8 декабря, когда в Брюсселе проходила встреча министров иностранных дел стран НАТО и России. Однако госсекретарь Хиллари Клинтон не стала этого делать, повторив лишь, что план ПРО предназначен не для России, а для Ирана. Действия Клинтон подчеркивают то опасное положение, в котором оказались США в отношениях с Россией. Вашингтон не намерен отказываться от своих обязательств перед Центральной Европой, несмотря на усиление России, но другие обязательства США в мире могут в ближайшей перспективе помешать Вашингтону оказывать Москве сопротивление.
Читайте еще: Россия хочет перекрыть транзитные маршруты НАТО в Афганистан
В настоящее время Вашингтон из последних сил пытается остановить ухудшение отношений с Пакистаном, которые опустились до нового минимума, когда в результате американского вертолетного удара на афгано-пакистанской границе погибло более двадцати пакистанских военнослужащих. После этого удара пакистанцы запретили поставки топлива и предметов снабжения натовским войскам в Афганистан через пакистанскую границу, из-за чего Соединенным Штатам и их союзникам остается рассчитывать лишь на Северную сеть снабжения, по крайней мере, временно. Москва воспользовалась этой возможностью, дабы напомнить Вашингтону, что она может перерезать этот альтернативный маршрут, оставив НАТО и Соединенные Штаты в бедственном положении в Афганистане. Россия напрямую увязывает этот шаг с переговорами по ПРО.
Россия и раньше использовала различные угрозы, выступая против американских интересов. Она усиливала поддержку Ирану, используя это в качестве рычага давления на переговорах по ПРО. Но последняя угроза создает совершенно новую динамику. Вашингтон не позволил Москве запугать себя угрозами о наращивании помощи Ирану, зная, что Россия тоже не хочет усиления Тегерана. Но он не может столь же легко сбросить со счетов перспективу перебоев со снабжением войск в Афганистане, поскольку 130000 американских военнослужащих и войск союзников окажутся в крайне затруднительном положении. Следовательно, Соединенные Штаты должны работать над смягчением ситуации в вопросах ПРО.
Американская оливковая ветвь или новый кризис?
В последние месяцы Соединенные Штаты активно поливают и окучивают одну потенциальную оливковую ветвь мира, стремясь снять на какое-то время существующую напряженность. Раньше США нечего было предложить России, кроме отказа от своей стратегии в Центральной Европе. Когда в 2009 и 2010 годах напряженность усилилась, Соединенные Штаты предложили России ряд крупных экономических сделок, в том числе, по вопросам модернизации и инвестиций в стратегических отраслях – главным образом, в информационных технологиях, освоении космоса и энергетике. Поскольку Россия только что запустила собственные параллельные программы модернизации и приватизации, она ухватилась за данные предложения, снизила напряженность и со временем присоединилась к ряду американских инициатив, таких как санкции против Ирана. Сейчас США протягивают ей очередную приманку: членство в ВТО.
Еще по теме: Россия в ВТО
Россия добивается вступления в ВТО вот уже 18 лет. Хотя ее экономика занимает 10-е место в мире, она так и не смогла присоединиться к этой организации, объединяющей в своих рядах 153 страны-члена. Экстремальная экономическая политика России дает странам-членам множество оснований для того, чтобы не пускать ее в ВТО, однако в последнее время основные барьеры носят политический характер. Москва, со своей стороны, мало думает о реальных экономических преимуществах членства в ВТО. Она добивается преимуществ политических, поскольку отказ в членстве заставляет ее выглядеть экономически отсталой страной (правда, такой отказ дает ей удобное оправдание для того, чтобы ругать Соединенные Штаты и Грузию).
Хотя Россия разобралась со всеми экономическими спорами с большинством стран-членов ВТО, Грузия в одиночку продолжала блокировать ее заявку из-за российской оккупации спорных грузинских территорий Абхазии и Южной Осетии. В последние месяцы Грузия под давлением США отказалась от своего противодействия – а давление это возникло в силу того, что Вашингтону надо было предложить что-то русским. Сейчас, когда все препятствия устранены, ВТО должна утвердить кандидатуру России 15-16 декабря. Это и будет та оливковая ветвь, которую выращивали Соединенные Штаты .
К сожалению для США, после того, как состоится голосование, каждая страна из состава ВТО должна будет признать Россию в качестве члена. Ни одна из них, в том числе, Грузия, не подавали никаких сигналов о своем намерении отказать России в признании. Но есть одна страна, которая не может признать российское членство по закону. Это Соединенные Штаты.
В американском федеральном законодательстве до сих пор существует оставшееся с советских времен положение, называемое поправкой Джексона-Вэника. Это положение запрещает США поддерживать торговые отношения с определенными странами, допускающими нарушения прав человека (а именно, с Советским Союзом). Эту меру применяли в отношении России и после распада Советского Союза, хотя каждый американский президент с 1992 года своим указом делает исключение из данной поправки. Отменить ее может только Конгресс, и пока он не сделает этого, Соединенные Штаты не смогут признать Россию в качестве члена ВТО.
Белый дом призывает немедленно отозвать данную поправку, но поскольку между ним и Конгрессом существует масса противоречий по самым разным вопросам, эту проблему вряд ли удастся решить быстро (если вообще удастся решить) в нынешнем составе Конгресса и при нынешнем президенте. Это дает России еще одну удобную возможность для нагнетания напряженности с США. Действительно, Москва сможет шумно осуждать оскорбительные действия США, которые сначала помогли России вступить в ВТО, а потом пустили весь процесс под откос.
Баланс кризисов и стратегии
Сколько именно кризисов в российско-американских отношениях нужно Москве, и каковы ее цели? Ее стратегия предусматривает использование таких кризисов в отношениях с США для создания неопределенности в Центральной Европе, дабы европейцы чувствовали дискомфорт, представляя себе, что Соединенные Штаты вынуждают Россию действовать так, как она действует. Таким образом, Москва добивается не разлада в отношениях России и США, а разрыва между США и Европой.
Читайте еще: Разрушая мифы об американских базах
Появляются очередные свидетельства того, что Центральная Европа все больше нервничает, особенно после того, как Медведев провозгласил новую оборонную стратегию. А поскольку Соединенные Штаты никак не реагируют на возобновившуюся российскую агрессивность, многим европейцам вполне можно простить то обстоятельство, что они начинают думать так: а вдруг США вознамерились променять в ближайшее время свои отношения с Центральной Европой на гарантии сохранения путей доставки грузов в Афганистан через российскую территорию? И дело здесь не в том, что Центральная Европа хочет потепления в отношениях с Россией – просто она ощущает необходимость как-то подстраховаться в своих взаимоотношениях с США. Это стало заметно на прошлой неделе, когда Польша объявила, что готова к дискуссиям с Россией по вопросам ПРО (хотя и в рамках парадигмы отдельных систем), а Чехия, ранее являвшаяся американским партнером в вопросах противоракетной обороны, подписала пакет экономических соглашений с Россией на много миллиардов долларов.
Но хотя у России возникает все больше благоприятных возможностей для эскалации напряженности с Соединенными Штатами, Москва должна избегать провоцирования масштабного кризиса и ухудшения отношений. Если она зайдет слишком далеко в своих попытках создать неудобную ситуацию для европейцев, она может вызвать мощную ответную реакцию негативного свойства со стороны Европы. В таком случае Европа может в одностороннем порядке объединиться с США в вопросах региональной безопасности. В интересах России воздерживаться от прекращения работы Северной сети снабжения. Ведь Москва стремится избежать осложнений на афганском театре военных действий, которые пойдут во вред российским интересам (а один такой интерес состоит в том, чтобы Соединенные Штаты как можно больше увязли в Афганистане и дольше оставались там). Кроме того, она не хочет резких ответных действий США в целом ряде других областей. Москва должна очень внимательно и точно осуществлять свою стратегию, дабы Соединенные Штаты оставались в клещах собственных многочисленных обязательств, а в Европе сохранялась неустойчивость. Поддерживать такое равновесие Кремлю будет крайне сложно.