Официальные представители США активно воздействуют на Китай, Россию и Японию, а также временно отказались от своего плана помощи Северной Корее после смерти ее лидера. При этом они преследуют цель завоевать дипломатический плацдарм в условиях, когда руководство этой авторитарной и обладающей ядерным оружием страны переходит к неопытному младшему сыну Ким Чен Ира.
Северная Корея, объявив в понедельник о смерти своего верховного руководителя, вернулась к привычному для себя молчанию, усилив обеспокоенность всего мира по поводу того курса, которым поведет ее младший сын скончавшегося правителя Ким Чен Ын. Государственные средства массовой информации заявляют, что именно он возглавит эту изолированную страну.
У США нет ясного представления о том, что может произойти там дальше, заявил в Вашингтоне высокопоставленный представитель Пентагона. «27-летний молодой человек, руководящий репрессивным режимом, у которого есть ядерное оружие. В таких обстоятельствах трудно говорить о том, что у нас нет никакой обеспокоенности», - сказал этот представитель.
Читайте еще: Северная Корея создает культ вокруг "блистательного" сына
Позиция Белого дома в отношении Северной Кореи указывает на то, что там назревают важные дебаты о необходимом подходе к семье правителей, доставляющей неприятности американской администрации более 60 лет.
Если дать Северной Корее передышку, то это может привести к стабильности в ущерб долгосрочным реформам. Но если настаивать на проведении глубоких реформ, это может создать еще большую опасность. Дело в том, что ныне здравствующим членам семьи Ким Чен Ира и правящей элите Севера будет труднее сохранять в своих руках власть, чем в 1994 году, когда Ким получил ее после смерти своего отца. А шансы на падение режима сегодня более высоки.
Подчеркивая возникшую обеспокоенность, южнокорейское информационное агентство Yonhap сообщило, что Северная Корея рано утром в понедельник произвела пуск ракеты малой дальности в сторону Японского моря. Агентство отметило, что эта акция похожа на плановое испытание, не имеющее отношения к смерти Ким Чен Ира. Министерство обороны Южной Кореи отказалось подтвердить данное сообщение.
Официальный представитель Пентагона Джордж Литтл (George Little) заявил, что уровень боевой готовности американских сил в Южной Корее остался без изменений. По словам Литтла, США после смерти Кима не заметили «никаких необычных перемещений войск в Северной Корее».
Несмотря на активные усилия США, определяющую роль в будущем Севера сыграет Китай, являющийся самым крупным торговым партнером Пхеньяна, намного опережающим в этом отношении всех остальных. Во вторник утром председатель КНР Ху Цзиньтао посетил северокорейское посольство в Пекине и выразил свои соболезнования, о чем сообщили государственные средства массовой информации. Это стало одним из многих проявлений солидарности и единства с Северной Кореей после кончины Ким Чен Ира. В понедельник китайское правительство направило телеграмму с выражением соболезнований от лица целого ряда государственных ведомств КНР, а китайский министр иностранных дел также побывал у официальных представителей Северной Кореи в Пекине.
Читайте еще: Российские ученые прогнозируют падение Северной Кореи
Соединенные Штаты пристально следят за событиями в Северной Корее и координируют свои действия с союзниками, в первую очередь с Южной Кореей. Об этом в понедельник сообщил пресс-секретарь Белого дома Джей Карни (Jay Carney).
Президент Барак Обама вечером в воскресенье провел беседу с президентом Южной Кореи Ли Мен Баком, а высокопоставленные американские представители, включая госсекретаря Хиллари Клинтон, министра обороны Леона Панетту (Leon Panetta) и советника по национальной безопасности Тома Донилона (Tom Donilon), побеседовали со своими сеульскими коллегами.
Представители администрации также уделили много времени переговорам за закрытыми дверями со своими партнерами из Китая, России и Японии, а затем пообещали поддержать «мирный и стабильный переходный период» в Северной Корее. С аналогичными заявлениями выступили и другие мировые лидеры.
Признаком того, что передача власти в Северной Корее может стать предметом политических дебатов в США, стал призыв кандидата в президенты от республиканцев Митта Ромни (Mitt Romney) воспользоваться появившейся возможностью для осуществления перемен.
Ромни заявил, что посоветует президенту отменить свои рождественские каникулы. «Это одна из величайших возможностей за последние 25 лет, что касается данной части мира. И президент должен активно взаимодействовать с Китаем, Южной Кореей и Японией, а возможно, даже попытаться установить диалог с Северной Кореей», - сказал он в интервью.
Последние три года между США и Северной Кореей было мало контактов после провала шестисторонних переговоров о предоставлении помощи в обмен на разоружение. Но в последние месяцы две страны добились определенных успехов в переговорах о возобновлении американцами в будущем году поисков останков военнослужащих США, пропавших без вести во время Корейской войны в 1950-е годы.
По словам Карни, Белый дом не исключает возможность предоставления продовольственной помощи, но временно приостанавливает данный план до тех пор, пока не будет гарантий по ее распределению. Это требование было выдвинуто еще до смерти Ким Чен Ира.
Перспектива подталкивания северокорейского режима или оказания давления на него пугает многих. Нестабильность и гражданская война в Северной Корее создаст массу экономических и прочих трудностей для Южной Кореи, являющейся ключевой союзницей США, а также для Китая и Японии.
У правящего режима Пхеньяна было мало времени на подготовку к передаче власти. Плану передачи власти, который Ким разработал для своего сына Ким Чен Ына, чуть больше года. В отличие от него, Ким-старший более десяти лет находился у всех на виду, прежде чем получил власть от своего отца.
Еще по теме: Российский газопровод через Северную Корею выгоден всем
Родившийся в 1983 или 1984 году Ким Чен Ын не так хорошо известен среди элиты и в народе, как его отец на переходном этапе передачи власти. У него нет такого же опыта и заслуг в государственных и военных делах.
Многие полагают, что ему будет помогать группа северокорейских старейшин. Когда в сентябре 2010 года состоялся публичный дебют Кима-младшего, отец объявил о назначении на важные посты трех своих сверстников – сестры Ким Ген Хи (Kim Kyong Hui), ее мужа Чжан Сон Тхэка (Jang Song Thaek) и проверенного генерала Ли Ён Хо (Ri Yong Ho). Это стало чем-то вроде протектората вокруг его сына.
Вся тройка получила новые посты на том же политическом заседании, на котором молодого Кима представили северокорейцам. Ким Ген Хи занимала ряд постов в экономических министерствах и ведомствах, а до ревальвации национальной валюты в 2009 году публиковала статьи о том, что государство должно ограничивать рыночно ориентированную деятельность. Ее муж в последние годы делал карьеру на поприще экономики и в органах безопасности, и его считали ближайшим советником Ким Чен Ира. Оба получили в сентябре воинские звания.
В то же время, генерал Ли Ён Хо получил звание вице-маршала и был назначен заместителем председателя Комиссии по национальной обороне, которая считается самым влиятельным органом в Северной Корее. До своего нового назначения вице-маршал несколько лет руководил силами обороны Пхеньяна и отвечал за безопасность семьи Кима.
Эта тройка за последние 14 месяцев вместе или по отдельности довольно часто появлялась на публичных мероприятиях вместе с Кимом-младшим, что усиливало предположения о близости данных людей к молодому Киму. Но пока неясно, насколько они популярны у других важных членов северокорейской элиты, а также в обществе в целом.
Им придется бороться со все теми же силами, такими как свободный поток информации, который в этом году привел к обширным изменениям в Египте, Ливии и Мьянме. Экономика Северной Кореи также стала гораздо более сложной, чем в 1994 году, и это создает у определенной части населения стремление бросить вызов режиму, хотя и с некоторыми ограничениями.
Одно четкое и чрезвычайно важное для семьи Ким отличие от переходного периода 1994 года заключается в повышении значимости Китая для Северной Кореи. В интересах Пекина сохранять и поддерживать работоспособное правительство в Северной Корее, дабы избежать сценария, в рамках которого в Китай через границу хлынут толпы беженцев, а к власти в соседнем государстве придет режим, дружественно настроенный по отношению к Сеулу и Вашингтону.
«Если бы Китай был рейтинговым агентством, он считал бы своим долгом обеспечить Ким Чен Ыну статус ААА, - говорит специалист по северо-восточной Азии из вашингтонского Института мира США (U.S. Institute for Peace) Джон Парк (John Park). – Он может предоставить ему дополнительный политический и экономический капитал, дабы продемонстрировать его легитимность следующему северокорейскому правительству».
Еще по теме: Южная Корея согласилась на покупку израильского оружия для защиты от КНДР
Рано утром в понедельник Северная Корея объявила, что Ким Чен Ир скончался в субботу утром от сердечного приступа, находясь в поезде вдалеке от своего дома в столице Пхеньяне.
Ким, которому по разным данным было либо 69, либо 70 лет, в 2008 году перенес нечто похожее на инсульт. Но он оправился после болезни, и в последние пару лет регулярно появлялся на публике. Последнее такое появление состоялось в четверг в музыкальном информационном центре и в супермаркете Пхеньяна. В понедельник после обеда государственные средства массовой информации показали в новостях телевизионные кадры рыдающих граждан, опечаленных вестью о смерти своего лидера. Некоторые находящиеся в Сеуле и ориентированные на Северную Корею новостные сайты со ссылкой на анонимные источники, с которыми удалось поговорить по мобильному телефону, сообщили о том, что Пхеньян в воскресенье развернул у границы с Китаем большое количество военнослужащих. Очевидно, сделано это было для того, чтобы предотвратить поток потенциальных перебежчиков.
Официальное информационное агентство Севера сообщило, что похороны Кима пройдут 28 декабря, однако иностранные делегации на церемонию приглашены не будут. Это вызвало облегчение у дипломатов в США, Южной Корее и Японии – странах, о которых северокорейское правительство говорит как о своих смертельных врагах. Им не придется принимать непростые решения о том, кого посылать в Пхеньян.
«Это подтверждает мое подозрение в том, что режим на какое-то время отгородится от внешнего мира, - говорит Питер Бек (Peter Beck) из вашингтонского Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations). – Они будут добиваться более выгодного для себя положения…Поэтому я не жду ни резких выпадов, ни попыток налаживания контактов».
Северная Корея выжидала два дня, прежде чем объявила о смерти Кима. Это немного больше тех 36 часов, что понадобились ей для объявления о кончине его отца Ким Ир Сена, основавшего Северную Корею в 1948 году и руководившего ею вплоть до своей смерти в 1994-м.
В обоих случаях такая задержка была расценена как знак того, что режиму понадобилось время для выработки и согласования тех сообщений, которые он хотел довести до своих граждан и до внешнего мира.
«Это чрезвычайно отрезвляет, потому что США, Южная Корея, Китай и все мы хотим знать, как этот парень поведет дела. Поддержат ли его люди? Работает ли правительство? – говорит преподаватель государственного управления из Дартмутского колледжа профессор Дженнифер Линд (Jennifer Lind).
Похороны Кима на следующей неделе дадут первые видимые признаки того, как ведет себя молодой Ким. Сторонние наблюдатели будут пристально следить за тем, станет ли он выступать, а также кто будет сидеть рядом с ним. «Похороны покажут, кто в деле, а кто не у дел», - говорит Бек.
В значительной мере успех Кима-младшего будет зависеть от его способности сохранить экономическую стабильность. При его отце появилась и окрепла двухвекторная система, в которой элита и военные руководят остатками централизованной экономики, а большая часть северокорейцев существует за счет того, что они смогут вырастить и каким бизнесом сумеют заняться на неофициальном рынке, который формально считается незаконным.
По словам Парка, эта двухвекторная экономика начала укрепляться, потому что каждая из групп имеет рычаги воздействия на другую группу. «Чиновники рангом пониже могут продавать свои пайки на общем рынке, - говорит он. – А те, кто обогащается на неформальных рынках, могут подкупать чиновников».
В подготовке статьи приняли участие Адам Энтус (Adam Entous), Лаура Меклер (Laura Meckler) и Алекс Франгос (Alex Frangos).