Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Из братской могилы – в музей

© коллаж ИноСМИкоммюнике межпарламентской делегации Евросоюза и России
коммюнике межпарламентской делегации Евросоюза и России
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сначала был Израиль со своим музеем холокоста. За ним последовали Германия и Польша. Затем были открыты музеи памяти жертв геноцида мирных граждан Армении, Литвы, Руанды, Камбоджи и, наконец, летом 2011 года – Грузии. Примечательно, что среди стран, желающих предостеречь грядущие поколения от повторения этого ужаса, отсутствуют, в частности, Россия, Китай и Испания.

Сначала был Израиль со своим музеем холокоста Yad Vasem. За ним последовали Германия и Польша, превратив в музейную экспозицию следы нацистского террора. Затем были открыты музеи, посвященные памяти жертв геноцида мирных граждан Армении, Литвы, Руанды, Камбоджи и, наконец, летом 2011 года – Грузии. Цель создания экспозиций – почтить память безвинно погибших и предостеречь грядущие поколения от повторения этого ужаса. Примечательно, что среди стран, предпринявших этот шаг, отсутствуют, в частности, Россия, Китай и Испания.

 

Уже на входе в Национальный музей Грузии охранник с гордостью и радостью сообщает немногочисленным туристам, которые посещают грузинскую столицу, что на четвертом этаже только что открылась постоянная экспозиция, посвященная периоду советской оккупации. В музее еще нет указателей с информацией об этом разделе. В первом же зале посетителей заставляет остановиться изображение вагона поезда в натуральную величину, изрешеченного пулеметными очередями. Рядом – фотографии трупов и длинные, во всю стену, списки с именами жертв первых боев с Красной Армией в 1921 году.

 

Тишину и полумрак зала нарушает грохот видеоролика, который показывают на большом экране. На кадрах – беженцы, погибшие, раненые и бомбежки во время последней войны России и Грузии в 2008 году, а также заявления тогдашнего президента РФ Владимира Путина (прим. ред. – так в тексте). Это отождествление бывшего СССР и нынешней России делает очевидной пропагандистскую миссию музея. И это неудивительно, учитывая, что в ходе последнего военного конфликта российская армия заняла и удерживает две грузинские сепаратистские провинции – Абхазию и Южную Осетию.

 

Однако, нынешняя неспокойная ситуации в стране остается позади, когда заходишь в следующий зал, разделенный на два уровня – здесь рассказывается о жизни Грузии при коммунистическом режиме. О том, как Грузия объявила о своей независимости в 1917 году и провела демократические выборы, о том, как этот краткий период независимости закончился советским вторжением в 1921 году, как постепенно вся территория страны была присоединена к СССР и как тысячи грузин десятилетиями пытались бороться с режимом. Результат этой борьбы – 580 тысяч погибших и депортированных граждан, как сообщается в конце этой новой экспозиции Национального Музея. 

 

Тут же, в Закавказье, в соседней Армении был построен Музей геноцида мирного армянского населения, осуществленного в конце Первой мировой войны на территориях, контролируемых властями Османской империи. Османский режим счел армян союзниками своего врага – России и провел «чистку», в результате которой, согласно исследованиям историков, было депортировано 1,5 миллиона человек. Многие из них нашли свою смерть во время тяжелого пути к пустыням Сирии, некоторым удалось бежать за границу, где они образовали знаменитую армянскую диаспору, существующую поныне.

 

В результате более 9 миллионов армян на сегодняшний день рассеяны по странам мира и всего 3 миллиона проживают в Армении, которая получила статус независимого государства после распада СССР. Споры между Турцией и Арменией относительно признания геноцида армян до сих пор не окончены, в связи с чем границы между этими странами по-прежнему закрыты, равно как и с соседним Азербайджаном после вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе в девяностых.

 

Ереванский музей геноцида не нуждается в дешевых эффектах, как тбилисский, которые уступили место многочисленным историческим документам, фотографиям и вырезкам из прессы тех лет. Слишком подробное освещение деталей затрудняет для неискушенного посетителя понимание общей картины событий.

 

Значимость их для этой страны становится очевидной лишь на верхней площадке здания, откуда виден мемориал, расположенный под открытым небом. В память о жертвах геноцида там горит вечный огонь, всегда окруженный охапками свежесрезанных роз, и звучит классическая музыка. На 44-метровой стеле, вонзающейся в небо, изображен национальный армянский символ – гора Арарат, которая по иронии судьбы находится на территории Турции.

 

Многие страны мира, которые знают подобные трагедии в своей истории, открыли подобные музеи, чтобы изгнать своих демонов и найти путь к примирению. Это сделано в Камбодже, Вьетнаме и Руанде. Однако, нет ни одного музея в России, посвященного организованному Сталиным геноциду ее народа. Нет их и в Китае, хотя «культурная революция» Мао стала причиной массовых репрессий. В Испании тоже не существует постоянной выставки о репрессиях режима Франко. Ни одно из предложений по альтернативному использованию франкистского мемориального комплекса Долина Павших не было реализовано. Это при том, что по своему размаху репрессии в Испании немногим уступали армянским или грузинским. В Испании нет согласия среди историков по этому вопросу, поэтому разные организации, занимающиеся восстановлением исторической справедливости, публикуют разные данные о количестве жертв, однако по приблизительным подсчетам эта цифра приближается к миллиону человек, которые бежали из страны или были высланы, убиты или заключены в трудовые лагеря. И это без учета политических заключенных во время диктатуры Франко. Согласно материалам Национального суда Испании и данным общественных организаций, более 130 тысяч человек были убиты в тылу во время гражданской войны и захоронены в братских могилах, большинство которых по-прежнему не вскрыты. Этот факт, по утверждению некоторых организаций, превращает Испанию во вторую страну в мире после Камбоджи по количеству без вести пропавших. Еще десятки тысяч человек (до 200 тысяч по некоторым данным) были расстреляны по политическим обвинениям в 40-е и 50-е годы.

 

В этот же период, как следует из материалов судебных дел Национального суда Испании, из республиканских семей было похищено около 20 тысяч младенцев. Эта практика продолжалась до конца 70-х в разных формах и в настоящее время расследуется органами правосудия. Согласно этому же источнику, количество бежавших из страны и высланных приближается к полумиллиону, что делает этот исход из Испании самым массовым за всю ее историю. Все эти «рекорды» не зафиксированы никаким официальным исследовательским центром, не собраны в музее и не выставлены на всеобщее обозрение, чтобы не забыть и не повторить.