Считается, что шпионаж является второй древнейшей профессией. Великобритания и Россия шпионили друг за другом со времен Большой Игры, сконцентрированной на Афганистане, в XIX веке.
Согласно британской разведке, в настоящий момент в Лондоне столько же российских шпионов, как и в разгар холодной войны.
Бывший офицер МИ-5 Питер Райт (Peter Wright) рассказал в книге «Ловец шпионов»( Spycatcher) о том, как он и его коллеги «прослушивали и взламывали квартиры по всему Лондону по поручению правительства, в то время как в Уайтхолле помпезные госслужащие в котелках делали вид, что смотрели в другую сторону».
Читайте также: "Шпионский камень" в России был настоящим
Цель взломщиков – найти двойного агента в МИ-5.
Вскоре после издания «Ловца шпионов» – что правительству Тэтчер не удалось запретить – в 1987 году бывший офицер военной полиции Билл Грэхем (Bill Graham) описал в своей книге «Взлом» (Break-In), как британские шпионы попросили его вломиться и установить прослушивающий жучок в российском торговом представительстве в районе Хайгейт в Лондоне после того, как он получил контракт на установку стеклопакетов в здании.
В течение многих лет, вплоть до обнаружения в 1952 году, россияне прятали подслушивающее устройство за эмблемой в американском посольстве в Москве.
Недавно американское Агентство национальной безопасности и его британский аналог, Центр правительственной связи Великобритании, были пойманы на осуществлении операции по установлению прослушивающих устройств в офисах ООН тех стран, которые критично относились к операции в Ираке.
Шпионы используют жучки и агентов; причем жучки часто используют для вербовки агентов, иногда - при помощи шантажа, иногда – для поиска новых агентов.
Именно так произошло с Олегом Гордиевским, офицером КГБ, завербованным МИ-6 в 70-х годах. Он попал во внимание МИ-6 во время работы в советском посольстве в Копенгагене, когда во время прослушиваемого разговора с женой, находившейся в Москве, пожаловался на действия его правительства.
Еще по теме: Дело о шпионаже во флоте может быть связано с арктическим территориальным спором
Тайники являлись главным способом передачи секретной информации между шпионом и агентом до того, как развитие технологий позволило использовать более совершенные устройства, например, печально известный фальшивый камень. Среди тех, что выбрал Гордиевский, были фальшивый кирпич в Корам Филдс в Блумсбури и колонна слева от алтаря в Лондонской Оратории Святого Филипа Нери – подходящие места, так как, по словам Гордиевского, «люди заходят и выходят постоянно, и никто не обращает на них никакого внимания».
Может быть, идея МИ-6 по использованию фальшивого камня была вдохновлена Гордиевским или другим двойным агентом. В камне располагалось устройство, которое хранило секретную информацию, которая легко скачивалась в маленький карманный компьютер.
В 2006 году российское телевидение заявило, что четверо сотрудников британского посольства и один гражданин России, предположительно завербованные британскими секретными службами, использовали камень для передачи информации.
Тогда Тони Блэр заявил тогда репортерам: «Боюсь, что от меня вы получите только заезженное "мы никогда не комментируем вопросы, связанные с безопасностью, кроме тех случаев, когда мы хотим это сделать».
Читайте также: Дело о российском шпионаже демонстрирует опасения МИ5
Бывший глава канцелярии премьера Джонатан Пауэлл (Jonathan Powell) теперь обличил операцию, от которой несло самоуверенностью МИ-6. Может быть, он решил, что для этого настал самый подходящий момент, так как существует множество других скрытных способов передачи и хранения информации, включая ручные передатчики и камеры, которые пересылают фотографии по радиосигналу. Как и у Джеймса Бонда, у которого был Кью, в лондонской штаб-квартире МИ-6 располагается отдел, который разрабатывает устройства для шпионов и агентов. Они усвоили урок о том, что устроиства нужно прятать в гораздо более утонченных местах, чем фальшивый камень.