Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему Россия хочет продавать оружие Сирии

© коллаж ИноСМИСирия и Россия
Сирия и Россия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия, у которой заключены договоры на поставку оружия в Сирию на сумму в 5 миллиардов долларов, все сильнее противостоит международному сообществу в намерении ввести карательные меры в отношении ее союзника. В четверг Россия не стала отрицать сообщения о недавней поставке российского оружия.

Россия делает все возможное для противостояния международной инициативе ввести карательные санкции против сирийского режима за жестокие подавления народных волнений, продолжающиеся уже 11 месяцев.

Она не только накладывает вето на любые санкции, предлагаемые Советом безопасности ООН, в котором она является одним из пяти членов с правом вето, она также намерена продолжать поставлять российское оружие в Сирию на миллиарды долларов, которые Сирия обязуется по контрактам закупать. Кроме того, Россия продолжает оказывать дружеские жесты режиму Башара аль-Асада, такие как отправление единственного российского авианосца в сирийский порт Тартус в январе. 

По мере того, как количество смертей в сирийских волнениях достигло более 5 тысяч человек в последние месяцы, международные лидеры призывают к карательным санкциям по отношению к режиму Асада. Но несогласие России с этими мерами усилилось - частично из-за растущих подозрений к намерениям запада, а частично из-за страха, что Россия может потерять своего самого старого и самого важного ближневосточного союзника, если в Сирии произойдет изменение режима при помощи западных сил.

Читайте также: Лавров отказался объяснять груз оружия для Сирии

Некоторые аналитики считают, что российское политическая нестабильность усилила традиционное сопротивление Кремля любым прецедентам, которые могут спровоцировать внешнее вмешательство во внутренние дела суверенного государства.

«Российские лидеры видят Сирию как основного союзника на Ближнем Востоке, с которым нас связывают хорошие политические, военные и экономические отношения», говорит Александр Гольц, военный эксперт интернет-газеты «Ежедневный журнал». Г-н Гольц предполагает, что с приходом Владимира Путина к власти, что почти наверняка произойдет в марте, эксперименты во внешней политике по более тесному сотрудничеству с Западом, ознаменовавшие президентство Дмитрия Медведева, вероятно, уйдут в прошлое.

«У Путина настоящая паранойя по поводу цветных революций. Он интерпретирует их [продемократические восстания] как результат западной конспирации, - говорит он. - Отношение такое: нас больше не одурачат».



В своей ежегодной пресс-конференции в среду российский министр иностранных дел Сергей Лавров резко ответил на выраженную западом озабоченность по поводу поставок российского оружия сирийским военным силам в этом месяце, сказав: «Мы не считаем необходимым объясняться и оправдываться, потому что мы не нарушаем никаких международных договоренностей, никаких резолюций Совета безопасности [ООН.]».

Санкции ООН стоили бы России 5 миллиардов долларов в торговле оружием


Российская официальная корпорация по экспорту оружия «Рособоронэкспорт» отказалась уточнить в пятницу масштабы оружейной торговли с Сирией. Пресс-секретарь корпорации Вячеслав Давыденко просто повторил слова Лаврова: «Россия не станет нарушать санкции ООН. Если таких санкций нет, мы можем поставлять любые товары или услуги» в Сирию.

Однако по оценке независимого Центра анализа мировой торговли оружием в Москве, Сирия — седьмой по величине потребитель России на мировом рынке, принеся почти 8 миллиардов долларов Рособоронэкспорту в 2009. Продажи Сирии за последние десять лет в сумме составляют около 10% общего объема российского экспорта оружия.

Читайте также: Российскую торговлю оружием ждут проблемы и трудности

Россия потеряет около 5 миллиардов долларов в торговле оружием, если ООН наложит санкции на Сирию, включая текущие контракты на сумму около 1,5 миллиардов долларов, делает вывод исследование ЦАМТО. В последние годы Россия модернизировала стареющий сирийский арсенал танков Т-72 и поставила 24 новых самолета-истребителя МиГ-29, а также различные зенитные орудия, реактивные противотанковые гранаты и мелкое оружие. На различных стадиях переговоров находятся контракты по закупке новых российских орудий на 3,5 миллиарда долларов, включая две дизель-электрических субмарины, еще несколько истребителей МиГ-29, мобильные ракеты «Искандер-Э», современные танки Т-90 и различные другие орудия, включая надводные военные корабли и вертолеты, говорится в исследовании.

Потеря сирийского рынка была бы сокрушительным ударом для российской индустрии по экспорту оружия, которая уже потеряла, по оценкам, 4,5 миллиарда долларов на нереализованных контрактах в Ливии и 13 миллиардов долларов из-за санкций СБ ООН в отношении Ирана.

«Сирия традиционно  была союзником и импортером оружия из России (с 1971) и поэтому у России совершенно другие, отличные от Запада взгляды на свержение правящего режима в этой стране», говорит Игорь Коротченко, директор ЦАМТО. «Следовательно, Россия делает ставку на политическую и военную поддержку сирийского режима, и российские лидеры верят, что это соответствует долгосрочным национальным интересам страны».

Не все с этим согласны.

«Я сомневаюсь, что сохранение этих контрактов в российских интересах. В российской правящей элите расходятся во мнениях по этому поводу, но группа, которая видит Сирию как традиционного союзника, которого нужно поддерживать, преобладает», говорит Александр Шаравин, директор независимого Института политического и военного анализа. «Я считаю, что эти контракты и использование Тартуса для российских кораблей важно, но не настолько, чтобы диктовать российскую политику».

«Вероятно, мы должны были изменить это отношение еще давно, [так как эти отношения с Сирией] вредят России и затрудняют наши отношения с Западом», добавляет он.

Читайте еще: Перехвачено российское и иранское оружие для Сирии


Нет повторению ливийского сценария

Все согласны, что утверждение Лаврова о том, что против Сирии пока нет одобренных международным обществом санкций, технически правильно. Однако большинство экспертов замечают, что этот тон резкого пренебрежения озабоченностью Запада - нечто новое.

Россия занимает все более твердую позицию, так как Кремль считает, что его одурачили в прошлом году, убедив уступить и согласиться на одобренную ООН инициативу ввода беспилотной зоны над Ливией, вроде бы для защиты мирного населения, что превратилось в затяжную военную операцию поддержки повстанцев, которая окончилась переворотом и убийством ливийского лидера Муаммара Каддафи.

Лавров посетовал, что западные страны тайно планируют и, возможно, вооружают сирийских повстанцев с целью произвести подобные действия и с Асадом, под предлогом гуманитарной озабоченности. «Вопрос о бесполетной зоне действительно обсуждается западными коллегами... Известно, и это никем не опровергается, что в Сирию поступает оружие для боевиков и экстремистов, которые пытаются использовать протестные движения для того, чтобы осуществить силовой захват власти... Существуют альтернативные идеи для реализации на практике. Например, направление в Сирию «гуманитарных конвоев» с целью спровоцировать реакцию правительственных сил и пограничников», сказал он.

Большинство российских экспертов по безопасности, опрошенных в пятницу, согласны с Лавровым. Некоторые из них напоминают о проекте резолюции., представленной Россией перед СБ ООН, которая призывает к диалогу между режимом Асада и его оппонентами и к международному осуждению насилия, как со стороны сирийского правительства, так и со стороны повстанцев.

«Россию больше не волнует, что говорят на Западе, - говорит Александр Храмчихин, эксперт независимого Института политического и военного анализа в Москве.  - Российские лидеры правы в том, что видят политику двойных стандартов в том, что Запад сетует по поводу «диктаторских» режимов на Ближнем Востоке. Действительно ли Сирия хуже, чем Саудовская Аравия или Катар, или же проблема заключается в том, что она не является союзником США?..»

«Позиция России по поводу Сирии честна и уравновешена, - добавляет он. - Мы хотим видеть окончание насилия с обеих сторон, и мы против любого иностранного вмешательства в Сирию».