Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Староверы такие же хозяева Латвии, как и латыши!»

© коллаж ИноСМИЛатвия и Россия
Латвия и Россия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Исторический факт: вот уже 350 лет староверы живут на земле, где в 1918 году образовалось латвийское государство, в основании которого мы тоже, кстати, участвовали. И сегодня нам очень обидно, что наш родной язык - русский - здесь признан иностранным.

Старообрядцы - непременная и весьма солидная часть латвийского общества, с мнением которой нельзя не считаться. Своими взглядами на текущие события политической и общественной жизни с «Часом» делится председатель Центрального совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, наставник Первой Даугавпилсской староверской общины Алексий Николаевич Жилко.

Староверы о конце света

- Сейчас все СМИ пестрят информацией о конце света, который якобы должен наступить, в соответствии с календарем майя, в 2012 году. Что старообрядцы думают по этому вопросу - когда будет конец света?

- А при чем здесь календарь майя и китайский год Дракона?! Мы христиане, а в христианском учении в принципе нет постулата о пришествии так называемого конца света. Что значит какой-то конец какого-то света, когда Бог вечен? Вечен Бог - вечна и Богом созданная жизнь, и в том числе такое уникальное творение, как человеческая душа. В своей повседневной жизни, в мыслях и делах мы должны руководствоваться не языческими понятиями, а Священным Писанием и Священным Преданием. А Писание свидетельствует, что Господь Iсус Христос сказал: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти».

Христиане ожидают не эфемерного конца света, а Второго Христова Пришествия. И наше дело, живя на земле, вести такой нравственно высокий христианский образ жизни, как будто оно настанет буквально завтра. «Поминай завтрашний день и во веки не согрешишь», - так учат святые отцы. А ведь «завтрашний день» - это смерть, помнить о которой нужно непрестанно!

Читайте также: Староверы Латвии - время берет свое

После Второго Христова Пришествия настанет Страшный Суд, где все мы дадим ответ о своей прожитой жизни. Так что не конца света нужно ждать христианину, а стремиться к тому, чтобы его ответ был достойным. Ведь сама цель земной жизни христианина - стать участником будущей вечной жизни, к которой мы приуготовляемся здесь, на земле.

Церковь постоянно молится за спасение душ своих верных чад, за прощение их вольных и невольных грехов. Если молитва искренняя, Господь может принять ее, простить грехи и продлить людям их земную жизнь. А пророчества о тех или иных «концах света», назначенных человеческой глупостью на то или иное время, есть пророчества ложные, связанные с колдовством. Все они - от лукавого, и верить им - значит прославлять ложь, что является большим грехом для души.

И о русском языке

- Приближается референдум о придании русскому языку статуса государственного. Как вы считаете, должен ли он стать вторым государственным в Латвии?

- Исторический факт: вот уже 350 лет староверы живут на земле, где в 1918 году образовалось латвийское государство, в основании которого мы тоже, кстати, участвовали. И сегодня нам очень обидно, что наш родной язык - русский - здесь признан иностранным. Мы будем постепенно, всеми доступными нам средствами, в рамках существующего законодательства, добиваться того, чтобы русский язык имел в латвийском государстве статус официального языка, как это и предусмотрено Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств (Страсбург, 01.02.1995). Это вопрос юридический, и он вполне решаем! В Латвии, как и во многих других государствах, должен быть один государственный язык, у нас - латышский. Им, конечно же, нужно владеть, его надо изучать и знать. Но это отнюдь не означает, что другие языки, на которых разговаривают граждане другой национальности, но все же жители государства, должны быть под запретом или иметь унизительный статус. Мы, староверы, здесь, в Латвии, такие же хозяева, как и граждане титульной нации. И свой родной русский язык будем защищать от всяческих нападок и посягательств. Кроме того, мы употребляем и сохраняем еще и церковнославянский язык - язык наших достославных и досточтимых предков. На нем мы проводим богослужения и бережем его как зеницу ока.

Соседям между собой надо жить мирно и дружно. Если же какие-то обстоятельства мешают дружному проживанию, надо садиться за круглый стол и вести переговоры. По крайней мере мы всегда к таким переговорам готовы.

Еще по теме: Староверы возвращаются из эмиграции


Новости и стройки старообрядчества

- Какие ближайшие духовные мероприятия ожидают староверов в 2012 году?

- В мае наши братья по вере в Литве и в России предполагают провести у себя Церковные соборы. 100-летие со дня основания отметит Сувалкская староверская община в Польше. В Риге думаем провести религиозно-научную конференцию на тему недавних пережитых исторических событий. В Даугавпилсе летом организуем Дни Торжества Древлеправославия в Латвии, также будут открыты лагеря отдыха христианской молодежи.



- Строятся ли в Латвии новые моленные дома для староверов?

- К сожалению, наша церковь не располагает большими денежными средствами, чтобы вести расширенное церковное строительство. Задачи у нас более скромные. Дал бы Бог возможность отремонтировать и держать в должном порядке то, что имеем. Сейчас вот стоит острая проблема со строительством Старофорштадтского храма в Даугавпилсе. Прихожанам нужен новый храм, а строительство идет крайне медленно из-за скудости средств. Но духом не падаем!

Жизнь изнутри и снаружи

- Каков состав вашей паствы - это в основном люди, воспитанные в старообрядчестве c младенчества, или же приходят, что называется, совсем со стороны?

- Однозначно, что абсолютная часть староверов воспитана в старой вере с младенчества. Людей со стороны явно меньше. Как правило, это будущий спутник жизни человека, исповедующего старообрядчество, или тот, кто осознанно пришел к староверию. Примета сегодняшнего времени - нередко приходится крестить и чернокожих младенцев, и тех, чьи отцы - мусульмане. А недавно погружательно крестили англичанина.

- Чем объясняется невысокая активность старообрядческой конфессии в общественной жизни страны - стремлением староверов к камерности и привычкой жить несколько изолированно или же другими причинами?

- Я бы не сказал, что староверы - пассивные участники общественной жизни: как во времена Первой Латвии, так и сейчас в Сейме и местных самоуправлениях есть депутаты-староверы. Отрадно, что они не скрывают свою конфессиональную принадлежность. Староверы принимают участие в выборах и референдумах, а что их удельный вес в общественной жизни пока невысок - так это поправимо. Недавно зарегистрирована Гильдия предпринимателей-староверов, цель которой - помогать друг другу в ведении честного торгового дела на благо нашей церкви.

Еще по теме: Российская политика по соотечественникам и языковые войны в Латвии


Старовер-орденоносец


- Что дало лично вам награждение орденом Трех звезд?

- Хороший вопрос! Кроме признания заслуг старообрядчества как такового и заслуг возглавляемой мною Первой Даугавпилсской староверской общины, орден Трех звезд дал повод для бурного и продолжительного ликования моих родственников и многочисленных друзей. А лично для меня польза, наверное, будет в исторической перспективе. Может быть, кто-нибудь скажет над моей могилой: вот именно здесь и лежит старовер-орденоносец!

- Ведет ли старообрядческая конфессия миссионерскую деятельность и в каких конкретно делах это проявляется?

- Миссионерская деятельность в прямом смысле значения этого понятия у нас не ведется, ибо в Латвии большое количество жителей так или иначе знакомо с христианским учением. А чужая каноническая территория нам не нужна. Дал бы Бог сохранить свою!

Наша церковь активно участвует в той сфере духовной деятельности, которую мы сами обозначаем как внецерковная работа. Это мероприятия, на которых, как правило, присутствуют люди других конфессий и где они, глядя на нас со стороны, могут сделать свои выводы.

Я имею в виду широкие празднования юбилеев староверских храмов с приглашением «гостей со всех волостей», трепетные паломнические поездки, развернутые религиозно-научные конференции, различные выставки на христианскую тематику, вечера с исполнением духовных стихов, христианские семейные вечера отдыха. Все то многочисленное и душеполезное разнообразие, которое не выдумаешь специально и которое может подсказать только живая христианская жизнь.