Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Не попали на форум в Давосе? Вот пять тем, которые там обсуждаются

© REUTERS/Christian Hartmann Подготовка к Всемирному экономическому форуму (ВЭФ) в Давосе
 Подготовка к Всемирному экономическому форуму (ВЭФ) в Давосе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Темы и метафоры сыпятся быстрее, чем снег, здесь, в Давосе, где раз в год на парад мыслей собираются несколько тысяч ведущих бизнесменов и политических деятелей мира. По окончании третьего из четырех запланированных дней форума можно предварительно выделить несколько тем, которые, вероятно, будут названы основными в рамках этого собрания в нынешнем году.

 

Темы и метафоры сыпятся быстрее, чем снег, здесь, в Давосе, где раз в год на парад мыслей собираются несколько тысяч ведущих бизнесменов и политических деятелей мира. И, учитывая, что в рамках форума проходят сотни совещаний, дебатов, интервью, семинаров и симпозиумов, просто невозможно перечислить все идеи, авторы которых соревнуются за внимание присутствующих. Тем не менее, как в каждой сложной системе, здесь проявляются некоторые закономерности. По окончании третьего из четырех запланированных дней форума можно предварительно выделить несколько тем, которые, вероятно, будут названы основными в рамках этого собрания в нынешнем году.

 

Капитализм нуждается в капитальном ремонте. То, что капитализм каким-то образом дал трещины, стало одной из самых обсуждаемых тем на форуме. В действительности, вопрос «Терпит ли капитализм 20 века поражение в обществе 21 века» стал темой собственной дискуссии TIME, которая открыла серию заседаний в среду. С этого момента, по крайней мере, три других совещания были посвящены некоторым вариациям на тему «исправления недостатков капитализма» или «реконструирования капитализма». Никто здесь, конечно, не утверждает, что капитализм нужно полностью отправить в утиль. Вместо этого, наиболее рациональные аргументы указывают не только на то, что капитализм – это самая лучшая система, изобретенная для увеличения благосостояния подавляющего числа людей на планете, но и на то, что эта система невероятно податливая и гибкая. За 200 лет своего существования капитализм уже успел пройти несколько основных циклов. Но как, в практическом смысле, будет выглядеть капитализм, переоборудованный с учетом реалий 21 века? Больше правил? Или меньше? Государственный капитализм, который существует в Китае, России и многих странах Ближнего Востока? Что же, пока этого еще никто не разгадал. Однако удивительно большое число участников форума (а ведь они, как никто другой, извлекают прямую выгоду из существующей системы), кажется, согласны с тем, что что-то идет не так. А это уже само по себе примечательно.

 

Еще по теме: Россия, Давос и верховенство закона

Конец у арабской весны должен быть счастливым. Представители революционных движений, которые недавно свергли режимы в Тунисе, Египте и Ливии, стали звездами этих дискуссий. Многие из них надели священные голографические значки, что означает, что их пригласили на некоторые собрания высочайшего уровня, на которых обычно присутствуют главы государств, министры финансов и им подобные. Это свидетельствует о том, что государства, формирующие собой ядро Всемирного экономического форума, заинтересованы в арабской весне, как в событии мирового значения. (Среди обычных участников форума судьба еврозоны вызывала гораздо больший интерес. На одной их панельных дискуссий, которую я посетил, под названием «Будущее Северной Африки» аудитория была заполнена всего на 10%. На дискуссии «Будущее еврозоны», которая следовала непосредственно за ней, в аудитории можно было найти только стоячее место. Это вызывает беспокойство по многим причинам.)

 

Кризис еврозоны продолжит маячить на горизонте, но этим, вероятно, все и ограничится. Присутствующие министры финансов европейских стран в один голос утверждают, что еврооблигации не будут выпущены, жесткая финансовая политика – это единственно возможный вариант действий, конечная цель – более масштабный финансовый союз, а Греция не уйдет в дефолт и не покинет еврозону. Любопытно, что впервые за долгое время большая часть политико-медийного улья выражает сдержанный оптимизм по поводу того, что еврозона, возможно, уже начинает восстанавливаться. (Обратите внимание, что ярким исключением здесь стал британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, который вчера резко критиковал планы спасения евро.) В этой связи часто хвалят Марио Монти, неизбранного итальянского премьер-министра-технократа, за то, что он сумел пройти по тонкой грани в проведении реформ, достаточно осторожных, чтобы не вызвать массовых восстаний в итальянском обществе.


Еще по теме: В Давосе миллиардеры будут жаловаться на неравенство доходов

 

Китай – все еще звезда. Бразилию в Давосе обсуждают очень активно. Также как и Мексику, Индию и Азербайджан. Однако аудитории, где проходят панельные дискуссии, посвященные Китаю, заполнены до отказа, все хотят поговорить о Китае, и, хотя культ китайского технократа созревал довольно долгое время, теперь мы испытываем перед ним практически абсолютное благоговение. Американские бизнесмены шепотом обсуждают новое поколение китайских лидеров, как будто те супермены: они хорошо образованы, практичны, мудры и, в сравнении с бездарностью и параличом, которые западные лидеры демонстрируют в течение двух последних лет, они кажутся образцами рационального управления. Конечно, они упускают из вида многие сложные моменты, но они не могут с этим ничего поделать. Они влюбились.


Читайте также: Российский самоанализ в Давосе

Американцы и европейцы показывают друг на друга пальцем. Почему мировая экономика не может окончательно восстановиться? Европейцы жалуются, что ничего бы этого не случилось, если бы американцы не подвергли мировую финансовую систему таким испытаниям, после того как лопнул пузырь рынка недвижимости. На это американцы отвечают, что, возможно, это правда, но они смогли восстановить порядок у себя дома, и единственное, что тянет их сейчас назад, это неустойчивость ситуации в Европе. Далее следуют горячие споры.