Патриарх Московский Кирилл неоднократно заявлял о своей позиции относительно Афинского архиепископского престола.
Подобное сближение проливает свет на соперничество Московского и Константинопольского патриархатов, в том числе по вопросам духовного лидерства.
В чем заключаются признаки сближения?
Во время встречи с представителем греческой консервативной партии «Новая демократия» 26 января Патриарх Московский Кирилл сообщил, что РПЦ намеревается оказать финансовую помощь греческой церкви.
«Мы близко к сердцу принимаем проблемы, с которыми столкнулся греческий народ... Сейчас мы устанавливаем отношения между нашими благотворительными церковными организациями и Элладской церковью с тем, чтобы Русская церковь могла принять участие в этом добром деле оказания помощи нуждающимся в Греции. Я благословил сбор финансовых средств во всех храмах Русской православной церкви», - сообщил он.
В конце декабря лидер РПЦ уже высказал свое мнение по поводу ситуации в греческой церкви: речь шла о тюремном приговоре настоятелю Ватопедского монастыря (одни из главных монастырей на горе Афон) Ефрему, который оказался замешан в скандале с недвижимостью.
Читайте также: Дело архимандрита привело к напряженности между Россией и Грецией
Патриарх Кирилл направил президенту Греции письмо, в котором сообщил о непонимании подобной меры в России, где в ноябре Ефрем побывал вместе с поясом Пресвятой Богородицы: священную реликвию в стране встречали несколько миллионов верующих.
Как рассматривать эти факты?
Тем не менее, укрепление оси Москва-Афины нужно рассматривать с точки зрения соперничества Константинопольского (он может похвастаться историческим старшинством в православии) и Московского (гораздо крупнее в демографическом плане со 150 миллионами верующих) патриархатов.
Николя Казарян (Nicolas Kazarian) из Института международных и стратегических отношений полагает, что заявления Кирилла отражают «стремление Москвы к гегемонии по всем вопросам православия в мире». Однако отмечает он и новый момент, то есть «вмешательство» во внутренние дела церквей.
Еще по теме: В российском экспансионизме принимает решение и РПЦ
Так, протянутая рука помощи дает Кириллу шанс собрать под свои знамена не принадлежащие к славянскому миру церкви, в том числе в регионах, которые имеют культурные связи с Константинополем. Афинский архиепископский престол положительно оценивает такую поддержку, тем более что его отношения с Константинополем по историческим причинам складываются довольно непросто.
Такая борьба за влияние отражает напряженность в отношениях Москвы и Константинополя в рамках подготовки Всеправославного собора, где оба патриархата ведут борьбу друг с другом по вопросам руководства. Наконец, немаловажно и то, что эти заявления звучат в тот момент, когда афинское духовенство все больше критикуют за его привилегии: с помощью своего влияния Московский патриархат пытается придать уверенности греческой церкви, которая все сильнее ощущает себя в изоляции.