Первые шаги нового посла Майкла Макфола (Michael McFaul) или Майка, как его зовут друзья и коллеги, в Москве были отмечены колоссальным скандалом в СМИ, интернете, Госдуме и других источниках. Однако я подозреваю, что Майк пал жертвой интриг в более высоких кругах Вашингтона.
Прошлое Макфола является известным и довольно ярким: он - выпускник Стэнфордского университета, один из лучших славистов и специалистов по России в Америке - некоторые даже называют его русофилом - автор многочисленных работ о России и так далее. В политическом контексте он хорошо известен – можно даже сказать, что знаменит – как архитектор политики «перезагрузки» отношений США и России, а также является главным помощником президента Обамы в осуществлении и укреплении отношений, столь нуждающихся в исправлении.
Читайте также: Дорогостоящая ошибка Макфола
Тем не менее, все это в прошлом, так как теперь он стал дипломатом. В статусе дипломата Макфол должен участвовать и отвечать за действия и ситуации, за которые он, предположительно, очень не хотел бы отвечать. Эта статья не является попыткой поддержать позицию Макфола, так как я зачастую был не согласен с ним в прошлом. Но если учесть крайне негативное отношение к России, царящее сейчас в Вашингтоне, то Майк, возможно, не самый худший вариант.
Да, он любит встречаться с представителями российской оппозиции и ратовал за подобные встречи с американскими президентами во время их визитов в Москву, и зачастую сам их проводил, занимая пост советника Обамы по отношениям с Россией.
Однако не может идти речи о том, чтобы проводить с ними встречу в первый или второй день на посту в Спасо-Хаусе и в разгар крайне эмоционально напряженной президентской предвыборной кампании в России. За исключением варианта, когда провести встречу было необходимо по прямому указу вышестоящих лиц.
После той злополучной встречи Макфол рассказывал всем желающим о том, что он не имел к этому отношения, что он сопровождал, согласно протоколу, своего начальника Уильяма Бернса (William Burns), что он молчал в течение всей встречи, что просто слушал и прочее.
Еще по теме: Нападки на Макфола указывают на серьезные проблемы перезагрузки
Однако, несмотря на то, что Бернс действительно вел эту встречу, еще менее возможно поверить в то, что это была его затея.
Уильям Бернс является одним из лучших и самых квалифицированных американских дипломатов, обладающим необычайным опытом в отношениях с Россией. Даже если бы у него был жар в тот день, ему на ум никогда бы не пришел столь потенциально огромный и стыдный конфликт с теми же кремлевскими лидерами, с которыми Вашингтону придется иметь дело по меньшей мере в течение будущих шести лет.
Остается только начальник Бернса, Хиллари Клинтон (Hillary Clinton), которая могла распорядиться провести встречу с оппозицией, уколов Путина за то, что он обвинил Клинтон и других «промоутеров демократии» в Вашингтоне в воодушевлении и частичном провоцировании недавних протестов, прошедших в Москве после выборов в Госдуму.
Читайте также: Путин обвиняет США в провоцировании протестов
Все эти интриги не предвещают ничего хорошего карьере нового посла в Москве – политические ограничения слишком жестки. Свежим доказательством этого стали некоторые заявления президента Обамы, прозвучавшие в его последнем ежегодном послании. В частной беседе Макфол уверенно предсказывал, что в своем обращении Обама объявит о снятии поправки Джексона-Вэника в отношении России. Этого не случилось, несмотря на активную рекомендацию Макфола - видимо, Обама не захотел ввязываться в очередной спор с Конгрессом насчет этого вопроса.
Ясно, что Майкл Макфол-интеллектуал, свободно выбирающий область для изучения, и Майкл Макфол-дипломат в коварной дипломатической машине - это два разных человека.
Эдуард Лозанский является президентом Американского университета в Москве и профессором кафедры мировой политики в МГУ.