Первоначальная открытая подписка на акции Facebook, которая пройдет этой весной, даст миллиардные прибыли основателям компании и ее первым акционерам. Поэтому легко можно с цинизмом заявить, что это IPO - очередной пример инсайдерских вложений в новое феноменальное явление интернета. Однако значимость и символизм первичного размещения акций Facebook гораздо глубже. В ошеломляющем росте Facebook можно увидеть вполне уместную аналогию с развитием в последние два десятилетия самого интернета как средства индивидуального самовыражения и коллективной организации. Это также яркий пример тектонических сдвигов, происходящих в среде предпринимательских классов, которые в качестве приоритета выдвигают не только коммерческий успех, но и социальные изменения. Однако самое важное, наверное, заключается в том, что успех Facebook это мощный аргумент в пользу того преобразующего воздействия, которое свободный и открытый интернет может оказывать на общество и коммерцию.
Еще по теме: "Яндекс" успешно провел IPO
IPO компании Facebook, которое станет крупнейшим в истории интернета, это эпохальная веха в эволюции сети. Оно представляет собой момент совершеннолетия и возмужания интернета на втором важном этапе его развития, когда он превращается в обширную платформу. Речь идет о росте значимости социальных сетей. На начальном этапе такие крупные порталы как America Online и Yahoo создали сеть в качестве хранилища огромных массивов информации. Но лишь когда Google проиндексировал сеть своим механизмом поиска, эта фаза обрела свою завершенность, дав пользователям возможность быстро находить нужную информацию в интернете за пределами границ централизованных сообществ. Тем не менее, хотя Google сделал сеть более демократичной, позволив простым людям заявлять о себе и контактировать с внешним онлайновым миром, интернет все равно оставался делом в основном индивидуальным.
Появление социальных сетей, таких как Friendster, MySpace и Facebook, дало толчок второй важной фазе развития интернета, упрочив его положение в качестве платформы общественного взаимодействия. Впервые эти социальные сети позволили пользователям создавать личные профили на многоярусных платформах, чтобы связываться и общаться с другими людьми. Эти сервисы вызвали восторг у пользователей и дали им новые возможности, позволив им ощутить себя собственниками цифровой недвижимости, которую они могут использовать в качестве визитной карточки для выхода в киберпространство. Благодаря умному маркетингу и привлекательному дизайну сеть Facebook начала распространяться подобно лесному пожару, сначала среди студентов вузов, а потом и во всем обществе. По мере своего роста и развития Facebook применяла эффект сетевого воздействия на миллионы подключенных друг к другу людей, создавая непреодолимый момент силы, который покорял ее сетевых недругов.
Еще по теме: Facebook против российской банды Koobface
Успех Facebook демонстрирует власть интернета как инструмента социальной связи, а в последние несколько лет и как орудия социально-политических перемен. У этой новой власти есть три основных черты. Она демократична, потому что все в свободном мире имеют доступ к одному и тому же интернету. Она дает оценку человеку по его достоинствам, поскольку успех на этой платформе является производным от силы его идей, а не от традиционных понятий богатства и классовой принадлежности. И она контагиозна, потому что сеть позволяет хорошим идеям распространяться со скоростью света, добираясь до умов и сердец миллионов. Такая демократичная, меритократическая и контагиозная природа сети встряхнула структуры власти во всем мире. Поэтому неудивительно, что репрессивные режимы пытаются в ответ подавить и подвергнуть запрету сетевую активность, дабы задушить инакомыслие. Такая борьба между старорежимными, основанными на наследии и традициях властными структурами и зарождающимися цифровыми сообществами будет продолжаться еще довольно долго. Но если верить цифровым идеалистам – а Цукерберг определенно один из них – история на их стороне.
Отнюдь не случайно то, что недавнему усилению Facebook в качестве явления культуры сопутствовало превращение интернета в мощный социально-политический инструмент. Реформаторы Туниса и Египта использовали Facebook для организации беспрецедентных протестов против диктаторов, находившихся у власти десятилетиями. Активисты в США при помощи социальных сетей создали движение «Захвати Уолл-стрит», которое привлекло внимание всей страны к неравенству в доходах, превратив эту проблему в центральную тему президентских выборов 2012 года. А недавно в сети прошла мощная кампания против закона о борьбе с пиратством, что заставило десятки законодателей из американского Конгресса отказаться от поддержки данного законопроекта. Интернет превращается в могущественную и самостоятельную социально-политическую силу, а социальные сети, такие как Facebook и Twitter, являются тем клеем, который скрепляет эту силу воедино.
Еще по теме: Россияне инвестируют в Facebook, судовские принцы - в Twitter
Между тем, коммерческий успех Facebook говорит о широких возможностях интернета как основы для создания с нуля чрезвычайно успешного бизнеса, а также как механизма взаимодействия авторитетных и общепризнанных компаний с существующими у них клиентами и инструмента для получения новой клиентуры. В проспекте IPO Facebook есть несколько поразительных цифр, свидетельствующих о невероятном охвате этого сервиса и о возможностях для связи бизнеса и пользователей. У компании в настоящее время 845 миллионов активных пользователей в месяц, то есть, почти половина из существующих на планете 2 миллиардов пользователей интернета. 483 миллиона из этого количества заходят в сеть ежедневно. Примечательно то, что Facebook пока только начинает использовать свои коммерческие возможности, затрагивая лишь верхушку айсберга. Но Цукерберг четко дает понять, что его привлекает отнюдь не только погоня за прибылью. «Мы создаем услуги не для того, чтобы делать деньги, - пишет он в письме по поводу IPO своей компании. – Мы делаем деньги, чтобы создавать все более современные услуги». Сервис Facebook, в свою очередь, предназначен для продолжения «социальной миссии», как говорит Цукерберг – «чтобы делать мир более открытым и взаимосвязанным».
Компанию критикуют за то, что она вторгается в пределы неприкосновенной частной жизни, и не вызывает никаких сомнений то обстоятельство, что вездесущность Facebook потребует усиления бдительности со стороны защитников гражданских свобод, а если необходимо, то и со стороны федерального правительства. Но Цукерберг весьма последователен. Он глубоко уверен в том, что проникновение интернета в общество делает общество более демократическим. «Люди больше общаются и обмениваются. Даже если они делают это со своими близкими друзьями и родственниками, возникает более открытая культура, что ведет к лучшему пониманию жизни и взглядов других людей», - пишет Цукерберг. В этом плане он идеалист первого порядка – и здесь он не одинок. Молодые предприниматели, особенно из сферы современных технологий, все чаще пытаются заниматься бизнесом, который способствует общему благу, и в то же время приносит деньги. И такие чувства существуют не только у предпринимателей, но и у потребителей. «Я думаю, что сегодня все больше и больше людей хотят пользоваться услугами компаний, верящих в нечто большее, чем просто максимальная прибыль», - говорит Цукерберг.
И наконец, триумф Facebook это важное напоминание о значимости свободного и открытого интернета. Когда Цукерберг запускал свою сеть в 2004 году, будучи второкурсником в Гарварде, он вряд ли мог себе представить, что восемь лет спустя будет возглавлять компанию, которая готова стать публичной, имея более 800 миллионов пользователей и рыночную стоимость в 100 миллиардов долларов. Такой результат был бы абсолютно невозможен, если бы сеть не являлась открытой и благодатной средой для инноваций, что мы сегодня воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Менее чем за двадцать лет интернет прочно закрепился на позициях одной из самых преобразующих экономических и социальных платформ в истории. Он стал инкубатором новых, чрезвычайно пробивных компаний, которые создают миллиардные состояния и рождают мощную экономическую активность, а также навсегда меняют наш образ жизни. А по мере того, как сеть становится все более социальной, такие платформы как Facebook и Twitter будут оказывать всевозрастающее воздействие на политику во всем мире. Первый выпуск акций Facebook это одна из самых важных деловых новостей года, однако успех компании должен также послужить мощным напоминанием о том, почему так важно сохранять свободу и открытость интернета. Если мы, как общество, сможем это сделать, кто знает, где появится новый Марк Цукерберг.