Парламентские выборы в России продемонстрировали усиление в стране бюрократической системы власти, когда правящая партия – «Единая Россия» - превратилась, по существу, в некую корпорацию администраторов и крупных олигархических групп.
Нынешние власти за последние годы создали достаточно демократические условия для олигархических групп, вследствие чего возникли новые олигархи и новые группы предпринимателей, так или иначе связанных с властью. На определенном этапе политика властей была направлена против интересов различных олигархических групп, которые финансировали оппозицию и сами представляли собой элементы оппозиции. В определенной мере это можно было оправдать задачами обеспечения национальной безопасности страны, и в этом направлении власти добились очень многого.
Еще по теме: Акции протеста в России 4 февраля: хроника
В настоящее время все мыслимые группы крупных предпринимателей тесно сотрудничают с российскими властями, и трудно представить какое-либо открытое изъявление альтернативного политического мнения с их стороны. Это не могло не оказать влияния на социальную и политическую обстановку в России. Властные структуры стали более ответственными и упорядоченными, порядка в стране стало больше, но вместе с тем, страна с трудом развивается, и происходит приближение к экономическому и социальному застою.
Несмотря на то, что в отдельных отраслях повышается производительность труда и внедряется новая техника, в глобальном плане Россия продолжает демонстрировать экстенсивное развитие и вынуждена осваивать новые минерально-сырьевые ресурсы, доступ к которым становится все более затратным. Россия подошла к такому положению, когда она не в состоянии самостоятельно осваивать новые месторождения в Арктике, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Состояние инфраструктуры таково, что российским компаниям выгоднее импортировать такие ресурсы, как сырье для алюминиевой и металлургической промышленности из отдаленных регионов мира, игнорируя собственные запасы сырья. Страна не сумела сделать прорыва и достичь должных успехов в развитии машиностроения, в том числе в авиационной, автомобильной, станкостроительной, электротехнической промышленности, а также тяжелого и транспортного машиностроения.
Россия продолжает оставаться зависимой по продовольствию, при разорении многих традиционно аграрных областей. Вооруженные силы, несмотря на значительные затраты, не преодолели проблем и остаются на стадии развития. Премьер В.Путин признал, что в России сложился острый недостаток профессиональных рабочих, что означает необходимость «вторичной» индустриализации страны.
В данных условиях правящая в России партия пытается проводить некую технократическую политику, что означает полное исключение социальной идеологии, тем самым заявляя о своих модернистских целях. Это исключает общественную активность, развитие гражданского общества, становление новых общественных отношений на локальном уровне. Власти не позволяют развитие администрирования на местном уровне и полностью сосредоточили властные функции по вертикали.
Читайте также: Россия - "вроде бы, но не совсем"
Тем не менее, широкие слои населения продолжают испытывать надежды на власти, так как определенные группы сумели приобрести новый социальный статус, значительно расширилась численность среднего класса, причем, всех секторов среднего класса. Новое положение в обществе сумело обрести молодое поколение. Но все эти сдвиги вовсе не затронули большей части общества и базируются на нещадной эксплуатации минеральных ресурсов. Но эта перспектива не может рассматриваться далее горизонтов 15 – 20 лет, если иметь в виду нынешние темпы разработок этих ресурсов. Что же ожидает Россию в дальнейшем, если за этот период не удастся преодолеть сырьевой характер экономики.
Следует отметить, что и в политическом плане Россия не имеет разумной перспективы. Нынешние оппозиционные группы в России - запредельно зависимые и ангажированные со стороны политических центров Запада. Эти группы катастрофически далеки от народных масс, совершенно не представляют ни интересы народа, ни национальные интересы России как общества и государства. Лидеры и функционеры данных оппозиционных групп слишком привыкли жить комфортно, быть защищенными в физическом и правовом смысле, и никогда не будут рисковать выше осмысленного ими предела.
Что касается личных качеств лидеров оппозиции, то их целями является не устранение нынешних властей в России или социальное обновление страны, а игра на поддержание своего положения, получение финансовой и политической поддержки из-за рубежа. По существу, все лидеры оппозиции в свое время находились в сферах власти и за это время приобрели крупные состояния. Их партнерам на Западе, как и прежде, совершенно не нужно реформирование российского государства, они заинтересованы во внутренних рычагах давления на нынешние власти.
Представляется важным, что ожидает Россию во внешней политике, и этот вопрос касается, непосредственным образом, соседей России. Так называемое возвращение В.Путина, так или иначе, будет сопровождаться новыми попытками усиления позиций и влияния России в ряде регионов, в том числе, на Южном Кавказе и в Центральной Азии, на Балканах. Россия будет пытаться продолжить развертывание отношений с Китаем, с государствами Ближнего Востока, с Турцией и Ираном, а также с Индией.
Приоритетными направлениями останутся попытки выстроить более предсказуемые и долгосрочные отношения с Германией, Францией, Италией и США. Также остаются неопределенными отношения с НАТО. Россия, все еще, не сумела решить ни один из вопросов на данных стратегических направлениях, и она не может позволить себе оставить эти вопросы без должного решения.
За прошедшие годы в Москве поняли, что отношения с Китаем, а также с Францией и Германией не стали носить характер политической стратегии до такой степени, чтобы можно было бы опереться на них в маневрах и развитии политики в других направлениях. Имеется мнение, что «новый» В.Путин будет более прагматичным и рациональным, но это, скорее всего, просто фраза, так как В.Путин всегда отличался не только рационализмом, но и умеренностью. Здесь нет и не ожидается чего-то принципиально нового, а, скорее всего, прежние приоритеты будут сохранены, с учетом уже накопленного опыта.
Попытаемся рассмотреть характер российской внешней политики на важнейших направлениях, в обозримой перспективе.
Еще по теме: Россияне в провинциях поддерживают Путина, но не его партию
Прежде всего, нужно отметить, что важнейшей задачей России станет обеспечение успешности и эффективности внешнеэкономической деятельности, что может означать некоторое «подчинение» внешнеполитических целей экономическим интересам, что стало характерно для многих крупных государств. Это будет относиться и к задачам сооружения энергетических коммуникаций, экспорту российских технологий.
В Москве, по-прежнему, испытывают надежды, связанные с Б.Обамой, и будут пытаться улучшить отношения с США, несмотря на проблемы в сфере противоракетной обороны и ряде регионов. В России нет двух мнений относительно того, что необходимо установить с США более тесные отношения. Видимо, отношения с США в ближайшем будущем будут опосредованы проблемами отношений России и НАТО. Можно ожидать, что в части региональной политики американо-российские отношения могут быть более взвешенными и сбалансированными. Россия, как и прежде, не станет приоритетным направлением для американской экономики. Несомненно, российские политики поддержат Б.Обаму на очередных президентских выборах, несмотря на провалы в американо-российских отношениях.
Москва весьма опасается утраты нынешних отношений с Китаем, а также возможных неблагоприятных результатов китайской политики в Центральной Азии для России, и можно ожидать попыток нового этапа развития отношений с Китаем, но возникает вопрос, в какой мере России и Китаю удастся объединить усилия по проблемам в регионах Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Россия стала более опасаться Китая, и возможно некоторое сближение позиций России и США по проблемам Центральной Азии.
Россия оказалась в очень сложном положении в Европе, так как, несмотря на попытки Франции, Германии и России сформировать более тесные экономические и политические отношения, европейцы так и не продолжили развитие этого вектора в отношениях. Россия попытается проводить политику в отношении ведущих государств континентальной Европы вне проблем своих отношений с НАТО. Россия по-прежнему будет пытаться установить с европейцами более тесные отношения, не только в экономике, но и в политике.
Вряд ли России удастся согласовать свою региональную политику, в особенности, на Ближнем Востоке и на Балканах с Францией и Германией. Вряд ли ожидается улучшение отношений с Великобританией, которая удовлетворена своими экономическими позициями в России и не пытается распространить эти успехи на политическую сферу.
На Ближнем Востоке Россия оказалась в сложной ситуации, практически, не утратив своих основных партнеров, пытается сохранить позиции в Сирии, и стала впервые устанавливать отношения с христианскими общинами Ливана и Сирии, возможно, и других стран. Россия надеется вернуть свои позиции в Ираке, а также в Ливии, главным образом в сфере добычи нефти. Политика России на Ближнем Востоке не выглядит собранной и целостной, скорее, она догоняет события и пытается идти по старым политическим «маршрутам». Вместе с тем, Россия понимает, что в нынешней обстановке придется нивелировать какие-либо идеологические моменты в региональной политике. Возможно, Россия попытается заново развернуть отношения с Египтом.
Читайте также: "Российские тетради" - комикс об ужасах современной России
Россия «вернется» к новому этапу развития отношений с Ираном, понимая, что для ее долговременных интересов выгодно демонстрировать полную солидарность с Западом по проблемам Ирана. Несомненно, Россия и Иран вступят в новый этап формирования стратегического партнерства, станут во многом согласовывать свои действия и консультироваться по многим вопросам. Россия имеет перспективы приобретения в Иране очень важных для нее рынков технологий, материалов и услуг, имея в виду, что Иран оказался в жесткой экономической блокаде и изоляции. Возможно, достижение между Россией и Китаем специальных договоренностей по Ирану.
Можно также ожидать создание стратегической оси Москва – Ереван – Тегеран, о чем было забыто в последние годы. Сотрудничество с Ираном может позволить России обрести новые позиции в Ираке и в других странах Ближнего Востока и Центральной Азии, хотя эта тема, все еще, не разработана в российской политике.
Россия будет продолжать попытки сблизиться с Турцией и войти с ней в более доверительные отношения, чему способствует неопределенность в отношениях между Турцией и США, а также ухудшение отношений Турции с европейскими государствами. Несмотря на попытки США и Турции преодолеть проблемы в отношениях друг с другом, и достигнутые в этом направлении заметные успехи, отношения между ними остаются вовсе не в режиме полного доверия и согласования. Россия, несомненно, имеет перспективы и более чем хорошие ожидания в части решения в отношениях с Турцией многих вопросов. Нет сомнений в том, что России и Турции не удастся сформировать отношения альянса, но по многим вопросам будут решены очень важные политические и экономические вопросы.
Отношения России и Украины останутся довольно сложными, и, скорее всего, на предстоящем этапе ухудшение украинско-российских отношений будет происходить без какого-либо сильного вмешательства и влияния Западного сообщества. На Западе считают, что оба государства имеют достаточный потенциал для конфронтационных отношений, и не станут делать значительные затраты политических ресурсов в этом направлении. Тем не менее, обе страны заинтересованы в развитии экономических отношений, и возможно развитие между ними экономических отношений. Вместе с тем, Россия утратила важные политические рычаги давления на Украину, и ей понадобится много времени и серьезных усилий для создания таких рычагов.
Читайте также: Россию ждет смена политического ландшафта
В направлении Южного Кавказа позиции России не очень обнадеживающие. Отношения с Грузией, по-прежнему, носят конфронтационный характер, и она все больше становится «площадкой» для оказания давления на Россию. Наряду с этим, отсутствуют перспективы приема Грузии в НАТО и более серьезной интеграции Грузии с альянсом. Азербайджан становится важным покупателем российских вооружений и вообще экономическим партнером России, но это не приводит к развитию, одновременно, и политических отношений. В части российско-азербайджанских отношений, сформирован некий формат, основанный на прагматике и понимании политических возможностей и интересов сторон.
Конечно, российско-турецкие отношения будут оказывать влияние и на отношения России и Азербайджана, но вовсе не это будет определять данные отношения. На отношения Грузии и Азербайджана с Россией определяющее влияние будут оказывать США, которые выступают единственным гарантом независимости и безопасности этих стран.
Ряд внешнеполитических шагов России, прежде всего, ее отношения с Азербайджаном и Турцией, и поставки вооружений Азербайджану привели к определенным коррекциям в армяно-российских отношениях. Армения осуществила некоторые попытки сблизиться с западными государствами, США и Францией, а также с НАТО. Это направление внешней политики Армении было принято западными партнерами, но отношения Армении в рамках договоренностей с Россией останутся прежними.
В настоящее время в Москве предпринимаются попытки сформировать новые подходы во внешней политике, что может означать, прежде всего, усиление позиций России в регионах. Россия за прошедшие годы явно проиграла в региональных направлениях, но нужно принять во внимание, что региональные игры проиграли, во многом, и США и их партнеры. Борьба за влияние в регионах - это одно из наиболее затратных и сложных направлений внешней политики для любой страны. Вряд ли в ближайшей перспективе России удастся добиться значительных успехов в этом направлении внешней политики.
Но, так или иначе, Россия не может сейчас избрать путь внешнеполитической изоляции, и ей придется предпринимать новые шаги по усилению своих позиций на Ближнем Востоке, Балканах, в Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и, возможно, в более отдаленных регионах.
Вполне возможно ожидать попыток обострения конфликтных ситуаций в регионах, где Россия пытается усилить свои позиции.