В СМИ не утихают всевозможные предположения закулисных бесед и подтекстовые интерпретации выступлений двух президентов, американского и грузинского, в Белом Доме.
Наряду с важными для грузинского государства вопросами, о чем кратко высказался президент Соединенных Штатов Барак Обама, Саакашвили в ответ пообещал, что после парламентских выборов в Грузии грядут изменения и страна перейдет к «новой политической и конституционной системе».
Что конкретно имел в виду президент Михаил Саакашвили? – об этом и о многом другом рассказал порталу Грузия Online в интервью Акакий Минашвили, председатель комитета по внешним связям парламента Грузии.
Читайте также: Что получит Грузия от летнего саммита НАТО?
Первый официальный визит президента Грузии в США достаточно критически был воспринят нашими оппозиционерами. Распускались слухи, что президент Обама вызвал Михеила Саакашвили на ковер...
Встреча в Овальном кабинете для нас прошла очень успешно. Как правило, вслед за выступлениями Буша, Саркози, Расмуссена, или заявлениям других авторитетных деятелей, поддерживающих территориальную целостность и суверенитет Грузии, официальная российская реакция всегда была раздраженной и панической, как и реакция со стороны прокремлевских СМИ. И это безошибочный критерий, который показывает, насколько положительными и важными были эти встречи или заявления. То же самое случилось и после официальной встречи президентов Обамы и Саакашвили – из Москвы посыпались различные хаотические заявления, что еще раз подчеркивает, что данная встреча была весьма продуктивной.
Удивительно, что многие представители грузинского политического спектра, которые распространяют слухи «о вызове на ковер», до сих пор так и не осознали принципы, которые лежат в основе политики Соединенных Штатов – это государство с иными подходами, и народ с другой ментальностью, чем то, что мы раньше привыкли видеть вокруг себя «в совке»: в своих отношениях с другими странами Штаты руководствуются уважением к свободе, партнерству и международному праву.
Сам брифинг отличался тем, что американский президент кратко, но очень четко высказался по затронутым на встрече конкретным вопросам. Начнем с соглашения «О свободной торговле», которое породило множество толкований как со стороны грузинской оппозиции, так и российских СМИ. Свободная торговля будет иметь для нашей экономики очень важное значение: мы сможем вывозить произведенную в Грузии продукцию в США без таможенных накруток, что увеличит стимулы для производства товаров в нашей стране, не только для местных производителей, но и привлечет иностранные компании. Свободная торговля предоставит нам возможность вывозить продукцию на огромный американский рынок без сложностей и по конкурентоспособной невысокой цене. Это будет серьезным подспорьем для грузинской экономики. Само это заявление президента Обамы настолько важно, что несмотря на то, что предстоят достаточно долгие переговоры по согласованию позиций, многие компании-инвесторы могут заранее планировать развертывание своих бизнесов, чтобы сразу же, после оформления соглашения, заняться экспортом продукции в США.
Этим заявлением Соединенные Штаты также продемонстрировали, что Грузия, с их точки зрения, является стабильным государством, надежным партнером, с ней стоит вести режим свободной торговли, и это будет выгодно для американских инвесторов, впрочем, как и для всех остальных. Вообще, Америка очень избирательно заключает соглашения о свободной торговле – государств, имеющих такую привилегию, в мире около полутора десятков. Поэтому, предоставляя Грузии такую возможность, Соединенные Штаты подают миру важные сигналы: что государство, с которым они заключили договор, является их важным партнером; что эта страна достойна этой привилегии; что она разделяет те принципы и ценности, которые приняты в США – демократия, свобода, прозрачность государства и частного сектора, динамичное развитие и т.д.
Помимо этого, на брифинге президент Обама заявил, что Грузия является примером для региона, и мы все должны гордиться теми реформами, которые смогла осуществить Грузия. Это серьезное послание для всех, в том числе для России, что Грузия сегодня является примером и таковой останется в будущем. Подтверждением слов Обамы является то, что к нам приезжает множество делегаций, причем не только из постсоветских государств, но уже и с африканского континента - отовсюду, где хотят провести радикальную модернизацию по образцу грузинских реформ.
Еще по теме: Кто может сохранить суверенитет Грузии
Это признание того, что мы за короткий срок смогли пройти длинный путь. Об этом мы слышим в заявлениях генерального секретаря НАТО, президента Франции Саркози, когда он заявил в Тбилиси, что Грузия является частью европейской семьи. Не так легко всего этого добиться, но цивилизованный мир убеждается в том, что Грузия уже прошла точку невозврата к тоталитаризму и мы привержены тем же ценностям, что и они. Наше общество, и в первую очередь правящая партия, хорошо отдают себе отчет, что процесс реформирования пока еще не закончен, что после «Революции роз» прошло слишком мало времени и процесс становления устойчивых демократических традиций продолжается. Само собой, становление демократии в каждой стране имеет свои особенности – например, шведская демократия отличается от грузинской, хотя бы потому, что у нас становление демократических традиций происходит только в последние несколько лет, тогда как на западе они укоренялись в течение нескольких веков.
Нас часто обвиняют в том, что мы против демократии, свободы и т.д. После революции 2003 года, получив поддержку большинства нашего народа, правящая команда сконцентрировала свои усилия на продвижение в сторону НАТО и Евросоюза. Если бы мы хотели стать автократическим государством, то нашим внешнеполитическим вектором, несомненно, стала бы Россия, и никто с нас никаких демократических и экономических реформ не спрашивал бы. Более того, те, кто говорит, что в Грузии нет свободы, вряд ли в этом случае имели возможность так свободно высказывать свое мнение. Но мы очень четко определились – мы выбираем НАТО и Евросоюз. И хотя пока мы не являемся членами ни того, ни другого, мы очень тесно сотрудничаем с ними по многим направлениям.
Вернемся к встрече президентов Обамы и Саакашвили. Обама также четко анонсировал усиление сотрудничества с Грузией в области обороны и безопасности, что очень важно на фоне того, что США продолжают нащупывать почву для перезагрузки с Россией и вполне естественно, что такой чувствительной теме сознательно не было уделено слишком много времени на брифинге.Но то, что Обама счел нужным озвучить тезис о сотрудничестве с нами в области обороны и безопасности, это очень четкий сигнал для всех и подчеркивает серьезность поддержки со стороны Америки.
- Но существует мнение, что Обама как бы вскользь заявил об этом...
- Я думаю, что заявление американского президента на совместном брифинге было очень четким. Кроме того, приблизительно через 2-3 дня после встречи в Белом Доме, в Брюсселе, где состоялась встреча министров обороны стран НАТО, министр обороны Грузии встретился с министром обороны США Леоном Панеттой. Т. е., буквально в считанные дни после заявления Обамы, американцы от слов перешли к делу, что выразилось в этой встрече министров обороны. После саммита в Белом Доме президент Грузии встретился с государственным секретарем США Хилари Клинтон, что знаменует начало конкретной работы над договоренностями, которые были достигнуты в Овальном кабинете.
- Президент Обама очень кратко упомянул о стремлении Грузии стать членом НАТО...
- Что касается НАТО, президент Обама еще раз заявил, что поддерживает стремление Грузии стать членом альянса, что в свою очередь является сигналом для майского саммита НАТО в Чикаго. Заметим, что эти слова произнес президент Соединенных Штатов, а не кто-нибудь из экспертов. Для Грузии заявление Обамы позволяет рассчитывать на то, что мы выйдем на качественно новый уровень в наших отношениях с НАТО. То, что русским не нравятся подобные заявления - не ново, но мне непонятно, когда с такой же истеричностью реагируют определенные представители политического спектра Грузии. По большому счету, заявления президента такой державы, как Америка, это проявление поддержки грузинского государства и граждан Грузии, а не только правящей партии. Поэтому, логичнее было бы, если бы они радовались тем успехам, которых добивается во внешней политике наша страна.
Должен еще раз повторить, что переход от заявлений к конкретным действиям на всех уровнях администраций наших двух стран, происходит довольно быстро. Кстати, скоро государственный секретарь Соединенных штатов посетит Грузию и будет детально обсуждать те вопросы, по которым были приняты решения на последней встрече президентов и по тем пунктам, которые прописаны в грузинско-американской хартии партнерства.
Еще по теме: Грузинский парадокс
До саммита в Чикаго, у нас запланирован ряд встреч на разных форумах, в том числе с американским представителем в НАТО. Пока еще рано конкретно говорить о том, что и как сложится в Чикаго, но то, что американцы поддерживают наше стремление в НАТО, это очень важно. Но следует понимать, что все эти важные взаимные визиты, заявления о нашей поддержке, и встречные шаги, были невозможны, если бы грузинское государство не достигло зримых успехов в проведении реформ.
- Когда речь идет о безопасности, обороноспособности Грузии, означает ли это, что Соединенные Штаты могут возобновить продажу оборонительного оружия для Грузии?
- Это та тема, над которой работают. То, что президент Обама заявил, что планируется расширить сотрудничество, говорит о многом. Т.е., нынешнее наше сотрудничество, например, антитеррористические учения, могут претерпеть качественные изменения, следовательно, будут добавлены другие виды учений; также можно ожидать модернизацию грузинских вооруженных сил и внедрения оборонных механизмов. Как и когда, об этом пока говорить рано, рабочий процесс согласования продолжается. В политике и дипломатии каждое заявление и действие имеет свое время и место. Поэтому, еще раз хочу подчеркнуть, что после недавней встречи президентов, за которым наблюдали все, в том числе и в России, в американо-грузинских отношениях намечается переход на качественно новый уровень отношений, что прописано и в нашей совместной хартии.
- Встречи на разных уровнях, заявление президента Обамы, означают ли в целом, что в случае очередной российской агрессии, Грузии можно надеятся на защиты со стороны США? Ведь от Путина, в год его президентских выборов, можно ожидать все, что угодно, вплоть до маленькой победоносной войны, с целью отвлечения своих граждан от тяжелых внутренних проблем.
- Напомню, что в 2008 году для нас очень важную роль сыграли заявления президента Буша и действия наших партнеров, которые остановили дальнейшее вторжение российских войск на нашу территорию. Вне зависимости от того, представитель какой партии станет президентом Соединенных Штатов, он будет придерживается одной твердой позиции - поддерживать своих партнеров, которые следуют тем же ценностям, что и Соединенные Штаты. Они не предают своих партнеров и оказывают всевозможную помощь, будь то политическая, дипломатическая или иная; с другой стороны, и партнеры Америки не должны сидеть сложа руки, а наоборот, быть принципиальными и последовательным в своем стремлении отстаивать общепринятые ценности, чему и следует Грузия в своей политике.
Грузия является стабильным и надежным партнером. Это та ниша, которую занимает Грузия. Она не только потребитель помощи и партнерства, но и сама является контрибютором в глобальную политику, например, участвуя в антитеррористической операции в Афганистане и других горячих точках планеты. В силу того, что нашу страну воспринимают как действенного, надежного и последовательного партнера, у наших союзников появляется мотивация поддерживать нас, быть рядом с нами, если у нас возникнут сложности, точно так же, как мы оказываем посильную помощь другим.
Читайте также: Политическое возрождение на Кавказе и Грузия
Мы внимательно следим за процессами, происходящими в России и той реакцией, которая появляется у них на последние встречи или заявления в поддержку Грузии. Я не думаю, что Россия предпримет внезапную, широкомасштабную агрессию против нас, но это вовсе не означает, что мы не готовы к такому повторению событий - мы активно и непрерывно работаем по этим направлениям, будь то общая ситуация на Кавказе или проблема деоккупации наших захваченных территорий…
- Региональное лидерство в области реформирования, о котором отметил Обама, возлагает большую ответственность на Грузию...
- Да. Грузия стала лидером благодаря тем реформам, которые проводятся быстро и имеют необратимый характер. Мы стали примером для других стран, трансформировались в открытое общество, несмотря на острые проблемы с безопасностью в нашем регионе.Все могут свободно приезжать в Грузию, в том числе российские граждане и убедиться в реальности тех позитивных перемен, которые произошли в Грузии. Грузия стала примером не только для многих стран, но и для республик, входящих в Российскую Федерацию потому, что мы для них стали примером модернизации, можно сказать, воротами в Европу, благодаря избранному нами курсу реформ.
Мы стали состоявшимся государством, что бы о нас не говорили, хотя у нас еще много проблем; на уровне своих возможностей мы участвуем в глобальной политике, нас уважают, интересуются нашим мнением, и мы вносим заметный вклад в такой сфере, как антитеррористические операции. Это еще раз показывает, что постепенно, преодолевая трудности, мы занимаем наше достойное место в мире. Это естественный процесс.
- Президентами не были озвучены проблемы оккупированных территорий и урегулирования конфликтов. Почему?
- В первом же заявлении, перед встречей президентов США и Грузии, с американской стороны было сказано, что они еще раз признают и поддерживают территориальную целостность Грузии. Высокопоставленные американские чиновники, будь то президент, государственный секретарь, министры или сенаторы, на всех форумах и уровнях, встречаясь с представителями России, выдвигают эту тему и сомневаться в их искренности не приходится. Наши партнеры, в том числе Соединенные Штаты, активно работают в этом направлении.
- Наши партнеры поддерживают территориальную целостность Грузии в границах 1991 г. Не могут ли они пойти на уступки России и перейти к признанию сегодняшних де-факто границ?
- Исключено. США выполняет и строго следует принципам международного права и никогда не согласится ограничением суверенитета другого государства, тем более, не согласится с насильственным изменением границ и этнической чисткой населения. Белый Дом, Сенат четко заявляют, что Россия оккупировала Грузию. Постоянное акцентирование на всех международных форумах этого вопроса говорит о том, что США не расходятся в своих словах и действиях, относительно этой проблемы. Приведенная Вами политическая «уступка» агрессору немыслима как для США, так и для всех цивилизованных государств.
- На встрече с Обамой президент Саакашвили заявил, что «скоро в Грузии состоятся парламентские выборы, после которых мы перейдем к новой политической и конституционной системе». Если можно, конкретнее, что это означает?
- Согласно нашей реформе, произошло перераспределение полномочий властных структур, т.е. многие властные полномочия, которые были сосредоточены в руках президента, теперь перераспределены между премьер-министром и парламентом. Парламент Грузии станет политическим центром принятия решений, а главным исполнителем государственной политики станет премьер-министр, что будет проявляться в текущем, ежедневном управлении государством. Согласно поправкам, внесенным в конституцию, президент остается главнокомандующим, и будет заниматься внешними отношениями, а большинство его прежних полномочий перейдет к парламенту, что существенно усилит его роль в политическом процессе. Собственно это имел в виду президент Саакашвили на брифинге в Белом Доме.
Еще по теме: Грузия может принять отношения с ЕС в швейцарском стиле
Хочу напомнить, что после «Революции роз» новая команда поставила перед собой конкретные задачи и обязалась провести реформы быстро и эффективно. Поэтому, на том этапе, предпочтение было отдано президентской модели правления. Тогда же было сказано, что после окончания первого этапа выполнения реформ, мы перейдем к парламентской системе, где полномочия будут более равномерно распределены между ветвями власти. Парламент станет главным политическим органом, где будут выбирать или освобождать от должности премьер-министра, также утверждать состав правительства; премьер будет подотчетен только парламенту. Президент уже не будет участвовать в формировании правительства, но сам президент будет избираться народом; президент не будет управлять ежедневным менеджментом страны, для этого есть премьер-министр. При парламентской системе исполнение решений происходит медленнее, поэтому несколько усложнится проведение реформ. Мы прошли первый этап проведения реформ и сейчас переходим к более спокойному этапу нашего развития, для чего и вступает в силу парламентская система.
Парламент и та политическая группа, которая победит на выборах, будут наделены большими полномочиями. Парламентское большинство будет принимать решения по формированию правительства, которое будет подотчетно парламенту. Политическая группа, которая выигрывает выборы, избирает спикера парламента. Возможно, возникнет необходимость создания коалиции из разных партий. Парламент является форумом, где у депутата появляется возможность вести диалог, укреплять отношения между партиями, что будет способствовать усилению парламентской системы и развитию политической культуры. Парламент будет принимать политические решения и, также как в настоящее время, принимать законы.
- Но ведь это никоим образом не повторяет российскую модель, копирование которой приписывают Саакашвили оппозиционные политики и эксперты ...
- Россия сильное президентское государство, качественных изменений там не произошло: договорились двое между собой временно поменяться местами, но президентское правление осталось. В Грузии будет задействована другая система: после 2013 года главные решения будет принимать парламент, т.е. те партии, которые в него войдут. В России же ничего не изменилось, власть монополизирована в руках одного человека, президент был и остается «самым главным» и принимает любые решения единолично.
- Насколько приемлема парламентская система для Грузии, где столько партий и такое многоголосье мнений?
- Мы много обсуждали, какая форма правления лучше и пришли к выводу, что уже находимся на таком этапе реформ, когда нужна устойчивая система, при которой возможны дискуссии, коммуникации между партиями, что способствует диалогу, взвешенному принятию решений и ускорит формирование гражданского общества.
Безусловно, мы заинтересованы в проведении справедливых выборов. Каждый раз перед выборами, наши партнеры подчеркивали, что проведя справедливые выборы, Грузия сдаст очередной тест на демократичность. И после каждой выборной кампании все заявляли, что мы успешно сдали очередной тест. Я уверен, что мы и впредь пройдем этот тест, обязательный для развития демократии и становления успешного государства. Все это понимают, и в первую очередь, правящая партия, которая несет ответственность за все проводимые реформы.