Польская контрразведка проводила проверку, воевали ли бывшие солдаты подразделения войск специального назначения GROM на стороне ливийского диктатора Муаммара Каддафи. «Летом 2011 года у нас появились серьезные подозрения, что в ближайшем окружении Каддафи могут быть поляки. Своих людей в Ливии, чтобы это проверить, у нас не было, поэтому мы обратились за помощью к соответствующим службам стран НАТО, находившимся в этой стране», - рассказывает офицер Службы военной контрразведки. Первым об этом сообщил телеканал TVP Info.
Утечки, что этим делом заинтересовалось министерство обороны, появились уже осенью 2011 года. «Тогда мы уже знали, что в окружении Каддафи поляков нет. Но были ли они там раньше? Этого мы не узнаем, наверное, никогда», - добавляет наш собеседник.
Читайте также: Саади Каддафи вывезен в Нигер бывшими спецназовцами
Два бывших спецназовца из GROM, которые подтвердили, что они работали в Ливии – это Анджей Брыл (Andrzej Bryl), чемпион Польши по тхэквондо и кандидат социологических наук, а также бывший глава боевого подразделения GROM Яцек Ковалик (Jacek Kowalik). В интервью каналу TVP Info Ковалик сказал, что речь шла только об «обучении аналога польского Бюро охраны правительства, к этому проекту были подключены специалисты из Польши». Происходило это задолго до начала арабской весны, в результате которой Каддафи был отстранен от власти и убит. Ковалик уверял, что проект был закрыт в начале 2010 года, и после в Ливии они не задержались.
Однако по информации источников Gazeta Wyborcza, бывшие бойцы специальных подразделений при посредничестве фонда GROM занимались обучением людей Каддафи не только в сфере охраны. Незадолго до начала революции поляки (по всей вероятности восемь человек) в течение нескольких месяцев обучали спецназ, пехоту и пилотов вертолетов.
Эту информацию опровергает руководитель фонда полковник Кшиштоф Пшепюрка (Krzysztof Przepiórka). «Это все сказки. Я не подписывал никаких контрактов на обучение ливийской армии», - заявил он Gazeta Wyborcza. И это правда. По нашей информации, польские спецназовцы отправились туда не как представители польского фонда, а как сотрудники другой, частной охранной фирмы. Именно она, а не фонд GROM, подписывала договор с Каддафи.
Еще по теме: ЦРУ и МИ-6 сотрудничали с режимом Каддафи
Что это за фирма? Этого мы не знаем. Известно только, что североафриканский рынок заполонили наемники из России, Белоруссии и Украины. Фонд бывших бойцов войск специального назначения GROM существует с 1997 года, его основал генерал Славомир Петелицкий (Sławomir Petelicki), комментарий которого нам получить не удалось. Предложение фонда, которое можно найти на его интернет-сайте, включает в себя широкую гамму тренингов: это рукопашный бой, прыжки с парашютом, управление вертолетом и, конечно, стрельба из огнестрельного оружия. Полковник Пшепюрка не скрывает, что он также ведет вербовку солдат для частных армий, т.е. фирм по типу агентства Blackwater (называющегося сейчас Xe), которые занимаются охраной, обучением и предлагают экспертные услуги в любом регионе мира. По разным оценкам в одном Афганистане в такого рода фирмах работает несколько десятков тысяч солдат частных армий. Какое-то время назад Пшепюрка уже говорил Gazeta Wyborcza, что у фонда GROM был вербовочный контракт с компанией DynCorp, но «бизнес был невыгодным», поэтому сейчас фонд занимается только «посредническими услугами между бывшими бойцами спецподразделений и охранными фирмами».
О том, что бывшие бойцы GROM занимались обучением людей Каддафи не знал польский МИД. «Они должны сообщать о своих действиях дипломатическому ведомству. Для собственного же блага, потому что эти действия могут войти в противоречие с польскими интересами», - сказал пресс-секретарь МИД Марчин Босацкий (Marcin Bosacki).
В Польше деятельность фонда GROM находится в рамках закона. «Если бы бывшие бойцы GROM без разрешения главы министерства обороны служили в заграничной армии, например, в Иностранных легионах, согласно польским законам им грозило бы тюремное заключение. Но они работают просто для частной фирмы, а на это имеет право каждый польский гражданин. Ими можно было бы заинтересоваться, если бы было известно, что эта работа является преступлением с точки зрения польского уголовного права, или если бы речь шла о чиновниках или действующих профессиональных военных. Но они ими не являются, поэтому это не наше дело», - объяснил нам офицер военной контрразведки. «За бывшими солдатами специальных подразделений, обученными за наши деньги и отлично знающими свое дело, никакого контроля не ведется», - добавил наш собеседник.