Я пытаюсь вспомнить, по какой причине я столь критично относился к Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) во время последней президентской гонки. Она действовала мне на нервы, и я сильно критиковал ее, но теперь, на посту госсекретаря США, она стала моим героем. Недавно она назвала Россию и Китай «подлыми». И это было очень правильным словом.
Клинтон говорила о вето, которое Россия и Китай наложили на резолюцию Совбеза ООН, предполагавшую санкции против режима Асада в Сирии, если тот немедленно не остановит насилие, которое уже привело к шести тысячам погибших мирных жителей и неизвестному числу раненых. Это на Ближнем Востоке называется «правилами Хамы» (Hama Rules): в 1982 году отец Башара Хафез Ассад (Hafaz al-Assad) сравнял город Хаму с землей, в ходе чего погибли по крайней мере 10 тысяч человек. Сирийцы знают, как убивать сирийцев.
Еще по теме: Вето России и Китая в защиту Асада обусловлено не только антиамериканизмом
Слово «подлые» не является стандартным дипломатическим словом. Обычно дипломаты «осуждают». Выражают соболезнования. Они используют язык, чтобы запутать вопрос, и никогда –ну, почти никогда - чтобы морально осудить. Они «отмечают», и иногда «отмечают с интересом». Слова никогда не являются личными, они отдаленные, они - послание с балкона, а потом уже и время обеда и обычного коммюнике – ля-ля-ля, набор мало чего значащих слов.
Но слово «подлые» разбивает традиции. Хотя это и является идеальным словом, и я не могу представить, что его мог произнести еще кто-либо, особенно госсекретарь мужского пола. В слове ощущается женское неуважение, сравнимое с тем, что скажет взбешенная жена гуляющему мужу, что скажет супруга пьяному мужу, что скажет женщина, изо всех сил пытающаяся осмыслить мужское вероломство.
Китайцы ответили. Они обиделись. Но правда состоит в том, что им и россиянам не хватает морали. Они думают лишь о собственных интересах или, в случае путинской России, в интересах восстановления империи Петра Первого. (Петр Первый выстроил родной город Путина Санкт-Петербург). Сирия является последним оплотом России на Ближнем Востоке. Когда-то Россия, тогда еще СССР, хотела быть равной США в регионе, финансируя строительство Асуанского гидроузла в Египте и задумывая переворот в этой стране. Все это давно в прошлом. Москва опустилась до «бандитократии» в Дамаске, оплоте алавитов. Это не сможет устоять.
Читайте также: Почему вето на резолюцию ООН по Сирии вызывает такую ярость?
Что касается Китая, то он ведет себя, как ребенок, с которым дурно обратились. Его когда-то захватили и общипали западные страны, потому Китай продолжает путать филантропизм с империализмом. Китайцы также опасаются прецедента. Если другие страны смогут прийти на помощь подвергающимся гонениям диссидентам, что это будет означать для Китая? Разве у страны нет права надругиваться над гражданами, как ей хочется? Нельзя критиковать Сирию за то, что сделал бы Китай при схожих обстоятельствах.
Хиллари Клинтон все правильно сказала. Китай и Россия морально поддерживают режим, который убивает собственный народ, воюя с гражданским населением и убивая журналистов за сообщения об этом. Для этого есть только одно слово, и Клинтон его сказала: «Подлые».