Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Может ли Путин еще что-то дать своей стране и миру?

© РИА Новости Алексей Никольский / Перейти в фотобанкВстреча премьер-министр РФ Владимира Путина с членами президиума Союза транспортников России
Встреча премьер-министр РФ Владимира Путина с членами президиума Союза транспортников России
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Крайне неуклюжая поддержка Запада антипутинских выступлений резко разделила оппозицию на «патриотическую» и «прозападную». Причем ядро прозападной оппозиции составляют люди, которые на высоких постах показали себя профанами во времена Ельцина. Представители оппозиции встретились с президентом Медведевым. Оппозиция сама не верит во внесистемные перемены.

На вопрос, может ли Путин еще что-то дать своей стране и миру, отвечали читатели журнала Reflex: 29,6% (171 голос) сказали «да», 70,4% (406 голосов) – «нет». Тот же вопрос издание задало политологам.

ДА: но у него должна быть новая команда

Оскар Крейчи (Oskar Krejčí), политолог

Никто не сомневается в том, что Владимир Путин на своих третьих президентских выборах победит. Только вот почти все сомневаются в том, что он сможет справиться с ситуацией. Основанием для скепсиса стали, прежде всего, выступления против хода и результатов декабрьских выборов в думу. Акции протеста вроде как показали, что оппозиция объединяется и ее влияние растет. Это может создать основу для цветной революции, как в свое время на Украине.

Да, но все немного иначе. Дума уже начала работать, государственным органам не пришлось повторять выборы.

Крайне неуклюжая поддержка Запада антипутинских выступлений резко разделила оппозицию на «патриотическую» и «прозападную». Причем ядро прозападной оппозиции составляют люди, которые на высоких постах показали себя профанами во времена ельцинского распада России. Впоследствии некоторые наиболее значимые представители оппозиции (бывший правый заместитель премьера Борис Немцов, левый политик Сергей Удальцов, либерал Владимир Рыжков и ряд других) на прошлой неделе встретились с президентом Дмитрием Медведевым. Оппозиция сама не верит во внесистемные перемены. К тому же прокремлевские силы начали ускоренно проводить политические реформы: от перераспределения функций в Думе до поправок закона о выборах. Из-за этих реформ у демонстрантов пропал попутный ветер.

Читайте также: Владимир Путин - о Медведеве, России и своей семье

На данный момент кажется, что главная проблема Путина заключается в том, что он полагается на старую команду. Все изменения, которые пока произошли – от нового председателя думы и смены главы администрации президента до назначения нового вице-премьера – все это перемещения внутри одной группы. Еще одна проблема – излишняя преданность либеральным экономическим инструментам во времена, когда кризис и мировая конкуренция требуют помощи государства. Не в последнюю очередь стоит ждать осложнений на международной арене.



Внешняя политика Путина, по крайней мере в начале, будет представлять собой поиск как можно лучших отношений с Западом, как этого требует главная задача – модернизация экономики. Только Запад через злоупотребление военной силой по-прежнему будет давить на Россию, чтобы она сменила приоритеты.

Победа Путина на выборах основана на изменениях, символом которых он стал: улучшение экономической ситуации (в прошлом году +4,1% ВВП), остановка демографического спада (прирост за прошлый год – 190 тысяч), создание атмосферы, в которой оппозиция не боится выходить на митинги. Только вот России нужна дальнейшая модернизация и устранение нечестной социальной дифференциации, губительной коррупции и преступности (за прошлый год «отмыто» или выведено из страны 4% ВВП).

Прежде всего, от умения Путина находить новых людей со свежими идеями зависит, насколько успешной будет его президентская версия после апгрейда.

Еще по теме: Путин и Россия

НЕТ: Путин затормозит экономику

Ондржей Шлехта (Ondřej Šlechta), политолог

Владимир Путин – это синоним не только экономического воскрешения России, но и властного возвращения к авторитарному правлению. Но сегодня Россия находится не в конце 90-х годов, и Путину больше нечего предложить. Система работает, и ему уже не надо возвращаться. Его старо-новое руководство, наоборот, может затормозить Россию в экономическом плане и радикализировать в политическом.

Проблема заключается в том, что даже сама российская оппозиция точно не представляет, каким должен быть новый президент. Европейские интеллектуалы видят сон о либеральной России, консервативные политики посткоммунистических стран, прежде всего, хотят видеть ослабленную Россию, которой можно не бояться.

Путин построил нынешнюю систему российской суверенной демократии на работе эффективного чиновничьего аппарата, который состоит из двух фракций. Первую представляют люди из силовых структур, вторую, скорее, юристы и экономисты из петербургского окружения.

С обеими фракциями у Путина богатый опыт, в КГБ он работал еще во времена Союза, а в 90-е годы – в мэрии Петербурга и в университете.

Полярность этих двух кланов своеобразно заменяла демократическую концепцию равновесия власти, и по тому, как Россия поочередно то показывала более дружелюбное лицо, то снова усиливала давление через неприятие внутриполитических реформ или брала агрессивный тон во внешней политике, можно было судить, какими фигурами в данный момент играет Кремль. Однако в последние месяцы фракции кремлевской администрации стали друг с другом спорить, и архитектура Путина начала расшатываться.

Еще по теме: Путин миротворец?


Огромная прибыль от экспорта нефти и природного газа за прошлые годы способствовала тому, что в России вырос новый средний класс, и он стал требовать слова. Неясно, сможет ли Путин удовлетворить их интересы. Скорее всего, он будет пытаться склонить сторонников жесткой линии, а также сильнейшую оппозиционную фракцию – коммунистов. Но они и слышать не хотят о политических реформах и либерализации экономики. А ведь только открытие российской экономики является условием притока инвестиций, без которых экономический рост в России невозможен.

Политику старо-нового президента, таким образом, будет, прежде всего, определять желание преодолеть нынешнюю политическую нестабильность и попытка сделать так, чтобы его опять воспринимали как сильного вождя. Это, скорее всего, приведет к ухудшению международных отношений. Россия захочет воспользоваться ослаблением Соединенных Штатов на Ближнем Востоке после вывода войск из Ирака и будет использовать каждую возможность сильнее ослабить США и НАТО.