В 2003 году молодого чеченца останавливают на российском КПП на пустынной горной дороге. Его отвозят на военную базу, и следы молодого человека теряются.
В том же году под прицелом автоматов в сибирском аэропорту арестовывают самого богатого россиянина. Сегодня он томится в тюремном лагере, напоминающем гулаг.
Связь между двумя задержаниями, в первом случае никому не известного 25-летнего Саид-Эмина Самбиева, а во втором знаменитого магната Михаила Ходорковского, может показаться неочевидной. Но в обоих случаях их адвокаты обратились в Европейский суд по правам человека, когда их попытки добиться справедливости в России не увенчались успехом.
Оба раза они победили.
В сегодняшней России правосудие труднодостижимо, а по словам критиков, закон может применяться в виде наказания против тех, кто бросает вызов власти. Самым ярким примером в этом отношении является дело оппонента российского лидера Владимир Путина Михаила Ходорковского.
Читайте также: Молодые российские женщины в судебных мантиях лояльны и безжалостны
Для многих обращение в европейский суд стало важной формой возмещения вреда и получения сатисфакции. Находящийся во французском Страсбурге Европейский суд по правам человека это единственный международный правовой орган, решения которого обязательны для России, которая в конце 1990-х вступила в Совет Европы и подписала Европейскую конвенцию по правам человека.
Суд принял решения о выплате компенсаций на миллионы долларов. Значительная часть этих средств получена жертвами правонарушений и жестокого обращения на российском Северном Кавказе, в том числе, в Чечне, где российские войска десять с лишним лет тому назад вели войну против сепаратистов.
По недавнему резонансному делу суд вынес в декабре решение о том, что Россия нарушила конвенцию по правам человека, когда в московском театре в 2002 году были захвачены заложники. Тогда погибли 130 заложников и 50 чеченских нападавших, причем большинство из них стали жертвами газа, использованного силами безопасности. Суд вынес постановление о том, что российское правительство должно выплатить в виде компенсаций около 1,7 миллиона долларов 64 человекам, которые подали иски.
Ещё по теме: Права человека удалили из сети
Иски из России составляют около 20% всех дел, рассматриваемых в Страсбурге, и это все больше раздражает российские власти. Председатель российского Конституционного суда Валерий Зорькин и депутат парламента Александр Торшин открыто выразили свое желание внести изменения в российское законодательство, чтобы Москва могла выборочно игнорировать решения европейского суда.
Пожалуй, больше всего власти раздражает голландская неправительственная организация "Правовая инициатива по России" (Russian Justice Initiative). Эта организация стоит за большинством дел, касающихся нарушений прав человека в Чечне и соседних кавказских республиках, из числа рассматриваемых в Страсбурге.
Эту организацию возглавляет уроженец Нью-Йорка с русскими корнями. Движимая страстным желанием добиться того, чтобы закон стал цивилизующей силой на Северном Кавказе, "Правовая инициатива по России" помогла в 109 делах против Москвы, в которых российские граждане добились успеха.
Трудно переоценить тот вклад, который вносит эта организация, помогая заявителям получить доступ к настоящему правосудию. Об этом говорит Александр Черкасов, входящий в состав правления правозащитного общества "Мемориал", которое также выиграло несколько десятков похожих дел в Страсбурге.
Читайте также: Москва хочет игнорировать Страсбург
"Конечно, для Кремля эта организация как негативный раздражитель, поскольку Путин не хочет, чтобы кто-то расследовал преступления, совершенные в Чечне за 12 лет, - говорит Черкасов. - Путин всегда говорит о победе в Чечне, но мы никогда не слышим от него упоминаний о той цене, которая была заплачена за победу, если это вообще можно назвать победой".
"Правовая инициатива по России" уже пострадала за свою настойчивость. Год назад она столкнулась с бюрократическими препятствиями в своей работе, когда эту группу исключили из реестра неправительственных организаций российского Министерства юстиции из-за каких-то формальностей. Многочисленные попытки перерегистрации успехом не увенчались.
Своего рассмотрения ждут более 100 дел, и организация старается представить интересы своих клиентов, готовясь к судебной битве с государственными чиновниками на их поле - в российском суде.
"Нам кажется, они действительно пытаются воспользоваться небольшими техническими ошибками с нашей стороны, чтобы не дать нам работать в России", - сказала в интервью в небольшом обшарпанном офисе в центре Москвы исполнительный директор организации Ванесса Коган (Vanessa Kogan).
Эти действия против организации предпринимаются на фоне завершившейся недавно успехом президентской кампании Путина. В ходе кампании он явно в духе холодной войны обвинял иностранные неправительственные организации и Запад в целом в организации массовых протестов.
Власти "враждебно настроены по отношению к НПО, они по сути дела обвиняют их в шпионской деятельности по дестабилизации России при поддержке и финансировании иностранных государств", говорит Коган, которая закончила Колумбийский университет и получила диплом юриста в Кембриджском университете в Британии. "Такого рода восприятие находит поддержку и одобрение на самых высоких ступенях российского общества".
Тем не менее, организация добивается огромных успехов в суде Страсбурга, выступая от имени российских граждан.
Ещё по теме: Страсбургский суд спас жизнь Натальи Гулевич
До 2010 года по большинству дел об исчезновениях людей, представленных в европейский суд "Правовой инициативой по России", истцы получали в качестве компенсации за моральный ущерб и страдания стандартную сумму 45500 долларов. В 2010 году ее увеличили до 78000 долларов.
Организация заявляет в суде, что в большинстве случаев пропавшие люди, которых считают погибшими, были кормильцами своих семей, и что эти деньги являются единственным средством юридической защиты и компенсацией за исчезновения людей в Чечне.
В случае с молодым пропавшим чеченцем, его дело долгие годы ходило от одной инстанции к другой, и в итоге власти так и не смогли установить, что Самбиева вообще арестовывали, хотя как минимум два свидетеля говорят об обратном. Когда в итоге дело в прошлом году попало в Европейский суд по правам человека, российское правительство получило распоряжение выплатить семье Самбиева в качестве компенсации 87000 долларов, включая судебные издержки.
В деле Ходорковского, возбужденном по ходатайству его адвокатов, европейский суд 31 мая постановил выплатить бывшему главе нефтяной компании "ЮКОС" около 32000 долларов в качестве компенсации за ущерб, когда выяснилось, что во время ареста в октябре 2003 года и содержания в следственном изоляторе до суда были нарушены его права.
Ходорковский, все еще находящийся в заключении по обвинению в совершении финансовых преступлений, сказал, что отдаст эти деньги на благотворительность.