На Кубе хватило трех лет революции, чтобы люди столкнулись там с проблемой голода. Принятый в марте 1962 года закон об «улучшении снабжения» установил действующую до сих пор систему нормированного распределения товаров. Их список в течение этих пятидесяти лет менялся в зависимости от состояния экономики, урожая и щедрости братской помощи.
«Еще австрийский экономист Фридрих Хаек (Friedrich Hayek) доказал, что централизованно управляемые экономики не могут функционировать нормально. Капиталистическую систему к необходимости ввести карточную систему может привести только какой-то катаклизм, в централизованной же экономике – это практически неизбежность», - говорит Стюарт Флеминг (Stewart Fleming), экономист лондонского института международных отношений Chatham House. «Кубинцам не удалось найти свою специализацию ни в одной отрасли экономики, они не придумали своей "Нокии", как финны, или Skyp’а, как шведы. Кубинской экономике было не на что опереться», - добавляет он.
Читайте также: Нефтяные планы Кубы - повод покончить с американским эмбарго
Бутылка рома и три сигары
Режим распределял не только продукты питания, но и, например, кеды, носки, трусы, брюки, юбки, полотенца и постельное белье. В 90-е годы, когда остров, оставленный прежними союзниками жил буквально впроголодь, по талонной книжке можно было получить рис, сахар, небольшое количество фасоли, кофе, рыбы, яиц, растительного масла, мясного фарша, картошку и бананы, мыло для мытья и стирки, а также зубную пасту. Раз в полтора месяца можно было купить четыре пачки сигарет и три сигары на человека и бутылку рома на семью. Детям до семи лет на каждый день полагалась булка и пол-литра молока.
Сейчас талоны перестали быть единственным источником снабжения, но большинство кубинцев не представляет себе жизни без них. Возможность купить несколько видов основных продуктов по смешным ценам дает им ощущение безопасности. Для части кубинцев – это лишь прибавка к скромным зарплатам. А тех, у кого нет денег на покупки на рынках или в валютных магазинах, карточки просто спасают от голода.
Еще по теме: "Газпром" начнет разведку нефти в кубинских водах
Зависимость от дотаций
Одна из причин, почему Рауль Кастро до их пор не отменил талоны, хотя ему бы этого очень хотелось, - боязнь общества лишиться основы своего ежедневного рациона. Отход от распределительной системы стал одной из самых горячих тем VI съезда Коммунистической партии Кубы в 2011 году. Кастро заявил там, что талоны, на которых выросло два поколения кубинцев, стали не только тяжким ярмом для экономики, и мало того, что они часто попадают в руки людей вполне преуспевающих, они отнимают у народа мотивацию искать хорошую работу.
Куба импортирует 80 процентов необходимых ей продовольственных товаров, что обходится ей примерно в 1,5 млрд долларов в год. Для продуктов, распределяемых по карточкам 11,2 миллионам граждан, государство доплачивает больше миллиарда долларов в год. Поэтому из этого списка регулярно вычеркиваются очередные позиции. В 2009 году – картошка, год спустя – сигареты. По талонам продолжают продаваться рис, фасоль, сахар, яйца, мясо птицы, растительное масло и хлеб. Правительство успокаивает, что оно не будет лечить зависимость от распределительной системы шоковой терапией: талоны исчезнут, когда страна будет к этому готова.
В Западной Европе карточки помнит только старшее поколение. В большинстве государств нашего континента система нормированного распределения базовых товаров просуществовал несколько лет после окончания Второй мировой войны. На Западе карточки больше не вводились, в ГДР они появились в 60-е, а в СССР регулярно возвращались в разных точках страны вплоть до конца 80-х.
Еще по теме: Куба должна измениться, прежде чем США смягчат свою позицию
Воспоминания времен Польской народной республики
В Польше карточная система, которая была отменена через три года после окончания войны, быстро появилась вновь. В 1952 году регулирование распространялось на сахар, мясо, мыло, стиральный порошок и мясные блюда в ресторанах и барах. Система подразделяла граждан, пользовавшихся карточками, на 21 категорию. Принадлежащие к самой высшей имели право на 6 килограммов мяса в месяц, к низшей – на 400 граммов. Карточки были отменены спустя несколько месяцев, но проблема неудовлетворенного спроса решена не была. Власти ПНР пытались решить ее резким повышением цен.
Полякам пришлось привыкнуть к карточкам через 25 лет: в 1976 году по ним стали продавать сахар. Еще через несколько лет экономический кризис вынудил ввести нормированное распределение других товаров. В 1981 году по карточкам уже продавалось, например, мясо, бензин, шоколад, водка и сигареты – в целом, больше категорий товаров, чем во время Второй мировой войны. Их попытались отменить после окончания военного положения, но этого не позволило сделать неблагоприятное состояние экономики. Ограничения начали исчезать только в 1986 году, а в июле 1989 правительство Менчислава Раковского (Mieczysław Rakowski) отменило последние существовавшие карточки – на мясо.
Сейчас помимо Кубы система карточного распределения работает в Северной Корее.