Содружество Независимых Государств (СНГ), которое было создано в 1991 г. после распада Советского Союза, 8 декабря прошлого года отпраздновало свое двадцатилетие. Основной целью новообразования было смягчение последствий развала СССР для бывших советских республик и развитие сотрудничества между ними. Но СНГ так и не стало эффективным содружеством братских стран.
Чего же можно ожидать от стагнирующей и раздираемой противоречиями организации? Большая часть достигнутых в рамках СНГ договоренностей так и не была реализована, но Содружество все еще существует и создает видимость работы.
Между государствами-членами СНГ (Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдавией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной, Туркменией как ассоциированным членом и до 2008 г. Грузией) постоянно возникают различные разногласия. Институты СНГ слабы и неэффективны, а его организационный статус непонятен. Общие проекты в рамках Содружества зачастую реализуются с большим трудом или терпят крах. Больше того, часть стран-участниц скептически относится к совместным инициативам, предпочитая альтернативные геополитические направления (в частности, евроатлантическую интеграцию). Живой пример тому – мечущаяся между Востоком и Западом Украина.
Еще один проблемный момент в деятельности СНГ – двусмысленное поведение России, которая часто решает проблемы с ближайшими соседями на двусторонней основе. Одновременно, Москве легче достичь своих целей на постсоветском пространстве с помощью иных – более эффективных – организаций, таких как Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Шанхайской организации сотрудничества и Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном.
В октябре 2011 г. Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан подписали соглашение о зоне свободной торговли. Согласование документа заняло около десяти лет. В 1994 г. уже был подписан подобный договор, но не все страны СНГ, включая Россию, его ратифицировали. Поэтому он фактически не работал. Новый договор, как пояснили в аппарате российского правительства, «будет более системным, заменит сотни двусторонних документов, и будет адаптирован к современным реалиям, связанным с процессами присоединения государств СНГ к ВТО и созданием Таможенного Союза».
Создается впечатление, что само СНГ смотрит на свое будущее более оптимистично, чем весь остальной мир. В частности, в аналитическом докладе «Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу» сказано о том, что организация сыграла важную роль в решении глобальных и региональных политических и экономических вопросов. Что касается перспектив, то в качестве первостепенной задачи на будущее в нем называется более тесная региональная интеграции, а именно: завершение формирования зоны свободной торговли в соответствии со стандартами ВТО, совершенствование механизмов торговых взаиморасчетов между странами, создание единого рынка электроэнергии и единого информационного пространства, развитее средств и путей коммуникации на пространстве СНГ и так далее.
До этого в октябре 2007 г. на саммите в Душанбе была утверждена концепция развития СНГ и план действий по ее реализации. В 2008 г. в Кишиневе была принята Стратегия экономического развития СНГ до 2020 г., а в 2009 г. большое внимание было уделено оптимизации институциональной работы организации и процедурным вопросам.
Иными словами, амбициозных планов и громких разговоров предостаточно, но единства и политической воли не хватает. Хотя предпринимаются очевидные попытки по спасению СНГ, хочется спросить: «А стоит ли?» - ведь организация не популярна даже в странах-членах и не является важным игроком на международной арене.
Тем не менее, говорить о конце СНГ не стоит. Содружество продолжает существовать и, вероятно, просуществует еще не один год. Да и для лидеров стран СНГ это удобная площадка для встреч.