Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обломки «Туполева» должны быть в Польше

© REUTERS/TVP via Reuters TVСамолет президента Польши потерпел крушение под Смоленском
Самолет президента Польши потерпел крушение под Смоленском
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я считаю, что ряд выдвигавшихся в последнее время гипотез из разряда теорий заговора имеет совсем мало общего с действительностью. Очень мягко говоря. Известные нам всем новые факты, как, например, обнародованные стенограммы записей с «черных ящиков», не дают оснований для изменения трактовки причин катастрофы.

Я не наивен. Я знаю, что нам уже не вернуться к тем позитивным эмоциям, которые сопровождали нас всех в первые дни и недели после смоленской катастрофы: несмотря на то, что произошла ужасная трагедия, нам удалось создать тогда чувство общности. Оно оказалось очень хрупким: все это затрещало по швам и рухнуло спустя всего несколько месяцев. И сейчас ничто уже не изменит свершившегося факта противостояния двух враждебных друг другу лагерей: лагеря «смоленской правды», который все громче высказывает радикальные тезисы, и даже открыто говорит о версии покушения, и лагеря всех тех, кто считает отчет комиссии Миллера (Jerzy Miller) документом, достоверно описывающим причины катастрофы. Уважая право каждого задавать вопросы и искать правду (что близко мне как журналисту), я считаю, что ряд выдвигавшихся в последнее время гипотез из разряда теорий заговора имеет совсем мало общего с действительностью. Очень мягко говоря. Известные нам всем новые факты, как, например, обнародованные стенограммы записей с «черных ящиков», не дают оснований для изменения трактовки причин катастрофы.

Читайте также: Причину смоленской катастрофы поставили под сомнение

Между тем звучащие все чаще и громче слова о предательстве, сговоре с россиянами, крови на руках, на мой взгляд, чрезвычайно деструктивно влияют на общественную жизнь в Польше. Они превращают смоленскую катастрофу в одну из самых глубоких линий водораздела в политике, полностью перечеркивая возможность прийти к какому-либо согласию. Это не первый и не последний польский спор на исторические темы, и остается надеяться, что хотя бы поколение наших детей сможет преодолеть этот конфликт. Я сознательно не хочу называть имена тех, кто, по моему мнению, больше всего ответственен за нынешнюю эскалацию негативных эмоций. Нет смысла подливать масла в этот огонь, поэтому я остановлюсь на общем описании ситуации.

Следует честно признать: приближающаяся вторая годовщина смоленской катастрофы пройдет не в той атмосфере, какая позволила бы достойным образом почтить память погибших. Возможно, это когда-нибудь станет реальным, хотя маловероятно, что в обозримом будущем. Пока ясно только то, что надвигается очередной скандал. И это, как мне кажется, вредит в первую очередь памяти покойного президента Леха Качиньского (Lech Kaczyński).

Впрочем, остаются темы, которые должны стать делом нашей чести. И таковой я считаю возвращение в Польшу обломков президентского самолета. Это, действительно, символ нашей трагедии, и здесь мы позволили россиянам водить себя за нос. Два года – вполне достаточный срок, чтобы все российские ведомства смогли изучить обломки для целей своего следствия и вернуть их наконец Польше. И в этом направлении я бы очень ждал от польского руководства эффективности. Повторю: это вопрос чести.