Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Обхождение России с американским послом отражает трудности в отношениях

Нападки на посла США Майкла Макфола ставят под вопрос перспективы отношений после возвращения Путина на президентский пост.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американцев уверяли, что направленная против США риторика, которая Москвы, была лишь элементом президентской кампании Путина, популистски обвинявшей во всех бедах России старого проверенного врага. Однако продолжающиеся нападки на Майкла Макфола заставляют задаться вопросом о том, какая судьба ждет российско-американские отношения при президенте Путине.

За последние восемь дней посол США в России успел подвергнуться травле со стороны государственных СМИ и быть обвиненным в высокомерии российским министром иностранных дел. К тому ж к его гостям прямо у его дома приставали активисты кремлевской молодежной организации «Наши».

Американских официальных лиц уверяли, что направленная против США риторика, которая с конца прошлого года исходила из Москвы, была лишь элементом президентской кампании Владимира Путина, популистски обвинявшей во всех бедах России старого проверенного врага. Однако продолжающиеся нападки на Майкла Макфола (Michael McFaul), который вступил в должность посла в январе, заставляют задаться вопросом о том, какая судьба ждет российско-американские отношения при президенте Путине.

Очередной инцидент произошел в среду, когда министр иностранных дел России Сергей Лавров упрекнул Макфола, заявив, что тот высокомерно реагирует на беспокойство, которое вызывают у России планы США создать в Европе «противоракетный щит».

«Вчера наш коллега - посол США - очень аррогантно заявил, что изменений по ПРО не будет, хотя, казалось бы, посол должен понимать, что нужно учитывать интересы соответствующего государства», - заметил Лавров.

Читайте также: Нападки на Макфола указывают на серьезные проблемы перезагрузки

Однако помимо разногласий по вопросам о противоракетной обороне существует еще и персонализация конфликта, заставляющая вспомнить о том, как «Наши» во время ухудшения отношений между Британией и Россией устроили травлю Тони Брентона (Tony Brenton), который тогда был британским послом в Москве

Как и Брентон, Макфол стал мишенью для активистов «Наших», которые отслеживают его передвижения и стараются мешать ему проводить запланированные встречи. На прошлой неделе посол сорвался, когда в центре Москвы, у офиса известного правозащитника Льва Пономарева, к нему пристали люди, назвавшиеся журналистами с государственного телеканала НТВ, славящегося своими пропагандистскими программами.

«Ваш посол в нашей стране всюду ходит, и его работе никто не мешает. А вы все время бываете у меня, у моего дома. Вам не стыдно?» - огрызнулся Макфол на них по-русски. По меньшей мере, одна из женщин в этой группе предположительно была связана с «Нашими». На другой стороне улицы стояли несколько активистов молодежной организации с плакатами, осуждающими посла и Пономарева.

Позднее Макфол извинился в своем «Твитере» за то, что во время перепалки со съемочной группой он назвал Россию «дикой страной». При этом он высказал опасения по поводу того, что журналисты НТВ, принадлежащего медиа-подразделению гигантской государственной газовой компании Газпром, могут прослушивать его телефонные разговоры. «Я уважаю право прессы приходить куда угодно и задавать любые вопросы, - подчеркнул он. - Но вправе ли она читать мою электронную почту и прослушивать мой телефон?».

Также по теме: Посол США в России жалуется на травлю

На следующий день активисты «Наших» встали у посольской резиденции и начали осуществлять видеосъемку и приставать к гостям, которые приходили в расположенный в центре Москвы особняк посла на культурное мероприятие.

На прошлой неделе посольство США направило в российское министерство иностранных дел официальную жалобу.



Российские аналитики уверены, что проблема связана с самим Макфолом – академическим ученым, который долгое время занимался бывшим Советским Союзом и вопросами демократизации до того, как Обама во время своей прошлой президентской кампании пригласил его в свою команду. Прибытие Макфола в столицу России совпало с волной протестов, в ходе которых на улицы вышли десятки тысяч москвичей, надеявшихся предотвратить возвращение Путина на президентский пост.

«Проблема возникла лично с ним», - заявил главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов, добавив однако, что это также «атака на Америку, так как Макфол - ее главный представитель здесь, и разделить их невозможно». «Происходящее скажется на отношениях в целом», - считает Лукьянов.

Хотя уличные протесты затихли, напряженность продолжает оставаться высокой. Путин готовится к своей инаугурации, намеченной на 7 мая, и к возвращению на президентский пост на фоне беспрецедентного общественного недовольства. Официальные лица и государственные телеканалы продолжают изображать оппозиционные настроения как результат работы Госдепартамента США. Ранее на этой неделе заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков заявил, что российское правительство «озабочено» тем, что США финансируют продвижение демократии в этой стране. «Эта деятельность имеет такие масштабы, что это становится проблемой в наших отношениях», - заявил он информационному агентству «Интерфакс».

Читайте также: Несистемная оппозиция в России получит деньги от Америки


За три года, которые прошли с тех пор, как администрация Обамы начала свою «перезагрузку» - бывшую детищем Макфола, - отношения между Россией и Америкой успели охладеть.

«Перезагрузка мертва уже больше года, - полагает Лукьянов. - Она была успешна, но исчерпала себя. Пока на ее месте ничего не возникло».

Камнем преткновения для Москвы и Вашингтона стали вопросы о Сирии и о противоракетной обороне. До этого несколько лет отношения развивались успешно – был подписан важный двусторонний договор о сокращении ядерных арсеналов, Россия была принята во Всемирную торговую организацию, силы НАТО в Афганистане получили право осуществлять транзит через российскую территорию, Россия отказалась поставлять ракеты Ирану.

Однако будущее двусторонних отношений выглядит менее радужным, полагают аналитики. Макфол фокусируется на поощрении торговли и для этого пытается добиться отмены ограничивающей торговлю поправки Джексона-Вэника, которая была принята в советские времена из-за российских нарушений прав человека. Сейчас многие американские сенаторы, включая председателя сенатского комитета по международным отношениям Джона Керри (John Kerry), говорят, что они хотят отменить поправку и ввести вместо нее новые санкции, связанные с правами человека при Путине. Они намерены принять Закон Магнитского, названный в честь юриста Сергея Магнитского, который работал на главу инвестиционного фонда Уильяма Браудера (William Browder). Магнитский выступил против коррупции и в итоге умер в одной из московских тюрем. Россия угрожает в случае, если закон будет принят, отреагировать ответными мерами.

После того, как кандидат в президенты США от республиканской партии Митт Ромни (Mitt Romney) назвал Россию «геополитическим врагом номер один» для Америки, председатель комитета Думы по международным делам Алексей Пушков на этой неделе осудил, как он выразился, «новую редакцию старой доктрины об американской гегемонии».

«Существует целая группа сенаторов, которые специализируются на продвижения идеи доминирования США и на антироссийской тематике», - добавил депутат.