Владелец группы PPF и, согласно многим рейтингам, самый богатый человек в Чешской Республике Петр Келлнер после большого перерыва в общении с прессой дал эксклюзивное интервью изданию «Mlada fronta DNES». В интервью затрагивалась и тема России, поскольку на российском рынке Келлнер работает уже десять лет и является крупным иностранным инвестором.
Про ГАЗПРОМ
- Обсуждается ли в ходе переговоров (по приобретению Группой PPF словацкой газовой компании «Slovenský plynárenský priemysl») вопрос стабильных поставок газа со стороны Газпрома, чтобы вентили не закрывались?
-Нет. Но я убежден, что коренным интересом Газпрома является осуществление бесперебойных поставок в Германию, в Европу. Газпрому нужны доходы от продажи газа, а закручивание кранов на Украине – это для него страшный сон.
Про ИНГОССТРАХ
- Правда ли, что Вы собираетесь покинуть российскую страховую компанию «Ингосстрах», относительно которой ведете спор с Олегом Дерипаской?
- Ни мы, ни господин Дерипаска не испытываем особой радости от этого долголетнего спора. Мы всего лишь «обмениваемся любезностями» в дистанционном порядке. Если бы ситуацию удалось разрешить продажей пая российскому банку ВТБ, то мы бы так и сделали.
- Наверное, споры с Дерипаской поглотили уйму Вашего времени?
- Нет, вовсе не так уж много времени. Я его не видел примерно два года. В последний раз мы совершенно случайно встретились в московском аэропорту…
Читайте также: Золотой век, на котором Газпром будет править балом
- …и сказали друг другу: «Привет, как там поживает наша страховая компания?»
- Мы просто поздоровались, а в дела не вникали. Я уже ранее высказал ему все, что считал необходимым. Ближе всего к полюбовному решению проблемы мы подошли после кризиса в 2009 году, когда нам представлялось возможным выкупить «Ингосстрах» у господина Дерипаски. Но дело не было доведено до конца, и с тех пор больше не встречались.
Про коррупцию
- В Чехии в последнее время не только политики активно обсуждают тему коррупции. А приходится ли и Петру Келлнеру иногда давать взятки?
- Нет, Петру Келлнеру не приходилось давать взятки. Но ведь и я не живу в вакууме. Я рад, что в настоящее время средствам массовой информации в Чехии удается вскрывать резонансные случаи коррупции, а то у меня иной раз складывалось впечатление, что наступил полный беспредел. Помните, как мы восемь лет тому назад говорили о коррупции в России? Сегодня я думаю, что в Чехии ситуация еще хуже…
- Хуже, чем в России? Это достаточно круто.
- Сравнивая ситуацию у нас в стране и в России – а там у нас достаточно серьезный бизнес – к сожалению, прихожу к выводу, что ситуация в Чехии хуже.
Про политику и политиков
- Политическая система дает сбой. Не опасаетесь ли Вы в этой связи, что появится какой-то популист, который выступит против богатых, против крупных фирм?
- Такое вполне может произойти. Причем не только в Чехии и не обязательно на почве коррупции, а в любой европейской стране, это связано с ситуацией в Европе. Люди в Европе живут чрезвычайно благополучно, как никогда ранее за всю историю. Достаточно выехать в одну из азиатских стран или в российские регионы, исключая Москву, и Вы тут же поймете, насколько высок наш уровень жизни, но мало кто это осознает. Взрыв популизма вовсе не обязательно проявится в нашей стране, это может случиться в любой из стран Европы. Я думаю, что политики об этом думают часто. Но для Чехии я не считаю это актуальной проблемой.
Также по теме: У "Транснефти" для Чехии нефти осталось только на три дня
- Близки ли Вам политические убеждения Вацлава Клауса (которому П.Келлнер планирует оказать помощь)?
- Нельзя сказать, что я разделяю его политические взгляды на сто процентов. Но большую их часть обязательно разделяю. Это одна плоскость вопроса. Вторая состоит в том, что, по моему убеждению, об этом должно позаботиться государство. Когда президент покидает свой пост, то его пенсия не может составлять пятьдесят тысяч крон. Человек, представлявший страну, зовут ли его Вацлав Гавел или Вацлав Клаус, должен быть обеспечен, необходимо обеспечить для него офис, рабочие «тылы». Эти люди стали символом своей страны, и государство должно о них позаботиться. Но если государство этим не занимается, то приходится это делать частным лицам, мне или Бакале, иного выбора просто нет.
- Вы считаете, что с ушедшими с поста политиками плохо обходятся?
- Наверное, да. Политики должны знать, что ждет их после ухода с поста, как будет складываться их экономическая ситуация. Я не говорю, что необходимо сразу же назначать какую-то пожизненную пенсию, но определенная перспектива на будущее нужна обязательно. Возьмите, например, Германию, там политические партии никогда не оставляют своих руководящих деятелей на произвол судьбы. Они это хорошо знают, и поэтому, занимая политические посты, поменьше заботятся о своих личных финансах. В конечном итоге это обходится для государства намного дешевле, чем в тех случаях, когда действующие политики озабочены своими личными ипотеками.
Про Путина
- Устраивает ли Вас переизбрание Владимира Путина на пост Президента России?
- Устраивает ли нас это? Да.
- Почему?
- Россия – управляемая демократия, россияне сами используют этот термин, наверное, они к такой системе привыкли. Россия нуждается в определенной сбалансированности власти, что помогает ей избежать серьезных проблем. Все теперь выжидают, по какому пути развития Путин направит Россию в ближайшие три года. Ситуация прояснится через два месяца, после распределения ключевых должностей в правительстве.
Читайте также: Навальный обвиняет соратника Путина в коррупции
Про кризис еврозоны
- Просчитывает ли Группа PPF, чем обернулась бы для нее отмена евро?
- Кризисные сценарии мы не рассматриваем. Однако я считаю, что Европа должна остаться в том виде, в каком она ныне существует, включая евро. Хотя в кратко- и средневременном горизонте нам придется за это расплачиваться. Поэтому я являюсь сторонником того, чтобы и Чешская Республика принимала участие в преобразованиях, осуществляемых в Европе. Остаться в стороне было бы ошибкой (… )Евросоюз можно упрекать во многом. Например, что его структуры слишком дорого обходятся – и это действительно так, они очень дороги. Но что бы произошло, если бы после его распада в Европе снова сформировались группировки очень богатых и очень бедных государств, которые конкурировали бы друг с другом? Если принимать во внимание интересы наших детей и подойти к делу чисто прагматично, то я считаю, что единая Европа – это хорошо и правильно. Хотя в настоящий момент нам придется за это расплачиваться.
Про детей и богатство
- Вы чрезвычайно состоятельный человек. В отличие от некоторых иных толстосумов Вам удалось избежать печальных эксцессов, характерных для так называемых «разбогатевших, но тупых набобов». То есть Вы никогда не кичитесь своим богатством. Трудно ли научиться управлять значительным состоянием? Почему многим людям это не удается, откуда берется их потребность «пускать другим пыль в глаза»?
- Все дело в характере, в воспитании, полученном от родителей, в друзьях, которые нас окружают. Приведу один пример. Когда утром отвожу детей в школу, и мы видим, что на обочине валяется пластиковая бутылка, ни у кого из нас это просто не укладывается в голове. Что это говорит о человеке, который допьет воду и на ходу выбросит бутылку из окна машины? Если бы такой человек разбогател, то скорей всего превратился бы – используя Ваше выражение – в «тупого набоба». До тех пор, пока так считают и мои дети, я за них спокоен. Важно также, чтобы материальное положение человека улучшалось постепенно.
Также по теме: Европа в плену мифов и страхов
Противоположную ситуацию я наблюдаю у некоторых политиков. Всего два года в должности – и у них полностью отшибает память, напрочь забывают, что ездить можно и без «мигалок», что существуют трамваи. Я думаю, лучше, когда первая машина покупается подержанной, вторая получше, тоже на авторынке и лишь намного позже приобретается автомобиль, о котором человек мечтал много лет. В моем случае это произошло пятнадцать лет тому назад, когда я купил Вольво комби. Но, с другой стороны, правда такова, что и по характеру я интроверт, показной блеск и напыщенность меня никогда не привлекали.
- Трудно ли привить разумный подход к деньгам, к состоянию собственным детям?
- В семье мы говорим об этом с детьми, вообще стараемся проводить с ними как можно больше времени. Они видят, что папа летает на частных самолетах, но, с другой стороны, знают, что их отец уделяет работе намного больше времени, чем родители одноклассников. А я вижу, что нуворишских замашек у них нет, что они добрые и послушные. Но только когда они станут взрослыми, я – как и все родители – пойму, правильно ли мы их воспитали...
О человечестве
- Ваш проект, направленный на исследование лекарств против рака и – шире – на отрасль биотехнологий и медицины, называется «Sotio». Какова его цель? Воспринимаете ли Вы его как инвестицию в любознательность или как бизнес?
- Этот проект предназначен для всего мира, и воспринимаю я его как новое направление бизнеса. Мне хотелось бы, чтобы он, равно как и Home Credit, завоевал себе место во многих странах мира. Хотя я понимаю, насколько сложно пробить себе дорогу в этой сфере, будучи гражданином такой маленькой страны, как Чехия. Да к тому же это требует невероятно огромных затрат. Довести разработку и испытание одного нового лекарства до фазы, в которой его уже можно применять для лечения людей, стоит сотни миллионов долларов. В конце текущего года мы хотели бы начать испытание лекарства на выборке пациентов, насчитывающей более тысячи людей. Если все пойдет идеально, то лекарство могло бы получить сертификат где-то в 2017 году. Речь идет об индивидуальном лекарстве против рака яичников и предстательной железы. Однако наше лекарство можно будет производить в достаточно массовом количестве, несколько десятков тысяч штук.