Когда политика проводится на протяжении многих лет с неослабным упорством, хотя при этом известно, что она обречена на провал, вполне естественно возникают вопросы по поводу ее мотивов.
Апрельский саммит Организации американских государств в колумбийской Картахене оказался оттесненным на информационную обочину из-за скандала с секретной службой США, однако он стал событием большой значимости. На то есть три основные причины: Куба, война с наркотиками и изоляция США.
Заголовок в Jamaica Observer гласит: "Саммит показал, насколько ослабло влияние янки". В самой статье отмечается: "Важными вопросами повестки стали высокодоходная и губительная наркоторговля, а также как государства всего региона могут встречаться, не приглашая одну страну – Кубу".
Никаких соглашений по итогам встречи подписано не было из-за оппозиции США по этим вопросам: по политике декриминализации наркотиков и по запрету на участие Кубы. Продолжающийся обструкционизм США вполне может закончиться тем, что Организацию американских государств вытеснит и заменит собой сформированное недавно Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна, в которое не пустили Соединенные Штаты и Канаду.
Куба согласилась не участвовать в работе саммита, потому что в противном случае Вашингтон бы его бойкотировал. Но встреча наглядно показала, что упрямство США долго терпеть не собирается никто. Соединенные Штаты и Канада оказались в одиночестве, когда выступили против участия Кубы, обосновав это тем, что там нарушаются принципы демократии и права человека.
Латиноамериканцы в полной мере могут дать оценку этим обвинениям, поскольку опыт у них богатый. Они хорошо знакомы с тем, как США соблюдают права человека. Особенно Куба, часто страдавшая от американских террористических нападений и экономического удушения, ставшего наказанием за ее независимость – за ее "успешное неповиновение" политике США, берущей свое начало в доктрине Монро.
Латиноамериканцы не нуждаются в чтении американских научных томов, дабы понять то, что Вашингтон поддерживает демократию в том, и только в том случае, когда это соответствует его стратегическим и экономическим замыслам и целям. И даже если соответствует, Вашингтон все равно отдает предпочтение "ограниченным, идущим сверху вниз демократическим переменам, не создающим опасность разрушения традиционных структур власти, с которыми Соединенные Штаты давно уже сотрудничают в весьма недемократических обществах". Это слова Томаса Карозерса (Thomas Carothers) – ученого и приверженца неорейганомики.
На саммите в Картахене война с наркотиками стала ключевой темой по инициативе недавно избранного президента Гватемалы генерала Переса Молины (Perez Molina), которого мягкотелым либералом никто не назовет. К нему присоединился хозяин саммита колумбийский президент Хуан Мануэль Сантос (Juan Manuel Santos), а также другие руководители.
В такой обеспокоенности нет ничего нового. Три года назад Латиноамериканская комиссия по наркотикам и демократии опубликовала доклад на тему войны с наркотиками, который в соавторстве подготовили бывшие президенты: бразилец Энрике Кардозу (Henrique Cardoso), мексиканец Эрнесто Седильо (Ernesto Zedillo) и колумбиец Сезар Гавирия (Cesar Gaviria). В нем они призвали легализовать марихуану и относиться к наркомании как к проблеме медицинского характера.
Многочисленные исследования, включая известную работу Rand Corporation от 1994 года, показывают, что профилактика и лечение обходятся намного дешевле, чем меры принуждения и насилия, на которые выделяется основная часть финансирования. К тому же такие меры некарательного характера безусловно более гуманны.
Опыт свидетельствует о правильности таких выводов. Самым смертоносным является табак, который также убивает огромное количество некурящих (пассивных курильщиков). Среди образованной части населения курение табака серьезно уменьшилось. Но причина заключалась не в его криминализации, а в изменении образа жизни.
Одна страна, Португалия, в 2001 году декриминализировала все наркотики, исключив их употребление и распространение из числа уголовно наказуемых деяний. Формально они остаются вне закона, но теперь за них наказывают в административном порядке, выведя из уголовно наказуемой сферы. Институт Катона провел исследование по этому вопросу, автором которого стал Гленн Гринвальд (Glenn Greenwald). Он выяснил, что "успех этих мер потрясающий. Этот успех стал самоочевидным уроком, которым должны руководствоваться в своих дебатах на тему наркотиков политики всего мира".
И напротив, меры принуждения, которые применяют Соединенные Штаты на протяжении 40 лет в ходе своей антинаркотической войны, не оказывают практически никакого воздействия ни на цены, ни на число наркоманов в США, однако порождают хаос на всем континенте. Проблема в основном заключается в Соединенных Штатах: они обеспечивают спрос (на наркотики) и предложение (на оружие). А непосредственными жертвами становятся латиноамериканцы, которые страдают от страшного насилия и коррупции, а также от наркомании, которая распространяется вдоль транзитных наркомаршрутов.
Когда политика проводится на протяжении многих лет с неослабным упорством, хотя при этом известно, что она обречена на провал и неспособна достичь заявленных целей, а могущие дать гораздо больший эффект альтернативы систематически игнорируются, вполне естественно возникают вопросы по поводу мотивов такой политики. Одна из разумных процедур – изучить предсказуемые последствия. А последствия эти всегда были ясны и понятны.
В Колумбии война с наркотиками это слабое прикрытие для войны с партизанами. Фумигация – а это форма химической войны – уничтожила сельскохозяйственные культуры и богатое биологическое многообразие. Из-за нее миллионы бедных крестьян вынуждены заселять городские трущобы, а освобождаемые от них обширные территории можно использовать для добычи полезных ископаемых, агробизнеса, открытия крупных фермерских хозяйств и всего прочего, что выгодно власть имущим.
Еще один выгодоприобретатель от войны с наркотиками – это банки, отмывающие огромные суммы денег. В Мексике крупные наркокартели участвуют в 80 процентах производственных отраслей экономики, о чем говорят исследования ученых. То же самое происходит в других местах.
В США главным образом страдают мужчины-афроамериканцы, а также все больше женщин и латиноамериканцев. Короче, все те, кто оказался ненужным в результате экономических перемен 1970-х годов, когда экономика развернулась в сторону финансового сектора и начала выводить производственные предприятия за рубеж.
Благодаря в значительной мере весьма избирательной войне с наркотиками меньшинства отправляются в тюрьмы. Эта война привела к колоссальному увеличению числа заключенных с 1980-х годов, вызвав международный скандал. Данный процесс напоминает "общественные чистки" в зависимых от США странах Латинской Америки, которые избавляются от "нежелательных элементов".
Изоляция США в Картахене выдвинула на первый план и другие поворотные события прошедшего десятилетия, поскольку Латинская Америка начала, наконец, освобождаться от власти великих держав и даже приступила к решению своих потрясающих внутренних проблем.
В Латинской Америке давно уже существуют традиции либеральной юриспруденции и неповиновения навязываемой власти. Новый курс Рузвельта во многом опирался на эти традиции. Латиноамериканцы снова могут воодушевить Соединенные Штаты на поступательное движение в деле защиты прав человека.