Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Василий Архипов – советский морской офицер, спасший мир от ядерного кошмара

Лишь благодаря решению, принятому человеком по фамилии Архипов, не произошло того, что могло вылиться в Третью мировую войну

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во время Карибского кризиса американские эсминцы стали преследовать советскую подводную лодку, которая уже готова была произвести пуск торпеды с ядерным зарядом. Лишь хладнокровие и выдержка советского офицера помогли предотвратить Третью мировую войну. В течение долгих лет об этом эпизоде никто не рассказывал.

«Человек по имени Василий Архипов спас мир на Земле», так оценил выдающуюся роль неизвестного советского морского офицера в дни Карибского кризиса 1962 года директор Архива национальной безопасности Томас С. Блэнтон (Thomas S. Blanton). О том кризисе человечество помнит лишь то, что в результате противостояния между Советским Союзом и США мир чуть было не оказался ввергнутым в пучину ядерной войны. Но мало людей знают, что лишь благодаря решению, принятому человеком по фамилии Архипов, не произошло того, что могло вылиться в Третью мировую войну.

 

Давайте совершим небольшой исторический экскурс. Архипов был одним из трех старших офицеров, командовавших советской ударной подводной лодкой Б-59 (по натовской классификации, Foxtrot). В последние дни октября 1962 она вместе с четырьмя другими подлодками двигалась в подводном положении в направлении Кубы.

 

СССР скрытно разместил на кубинской территории пусковые установки ракет с ядерными боеголовками, способными за несколько минут достичь территории США. Это был ответный шаг на размещение американских ракет в Турции, способных стереть Москву с лица Земли в течение четверти часа. Это была реальная угроза, на которую советское руководство должно было дать соответствующий ответ.

 

В обстановке этой эскалации напряженности, когда вся планета пыталась сдержать двух гигантов, готовых сойтись в смертельной схватке, к берегам Кубы направляется 69 бригада советских подводных лодок, в составе которой находится субмарина Архипова.

 

В ее задачу входило преодоление морской блокады, установленной ВМС США вокруг острова, и развернуть базу подводных лодок в бухте Мариель (Mariel) на северном берегу Кубы. Б-59, на борту которой находится Архипов, оснащена мощнейшим оружием – торпедами с ядерными зарядами. Все это может привести к войне колоссальной разрушительной силы, и эта вероятность с каждым днем становится все более неизбежной. За несколько дней до этого над территорией Кубы был сбит американский самолет-разведчик U-2, а группа советских истребителей МиГ сбила такой же самолет, когда он совершал разведывательный полет над Сибирью. 

 

Не получив приказа из Москвы, капитан принял решение о пуске

 

В то время как в Пентагоне прорабатывались детали завершающего вторжения на кастровскую Кубу, находившуюся под влиянием СССР, корабли ВМС США и самолеты-разведчики ЦРУ рыскали по Карибскому морю в поисках советских кораблей, пытавшихся доставить ядерное оружие на остров. Инструкции министра обороны США Роберта Макнамары столь же четкие, сколь и опасные: в случае обнаружения любой незнакомой подводной лодки американские военные корабли должны заставить ее всплыть на поверхность, обозначить себя и не дать ей возможности приблизиться к острову. Одной из этих подлодок была Б-29. Ее капитаном был Виталий Савицкий, помощником капитана – Василий Архипов и еще заместитель капитана по политической работе. 

 

Охота за советскими подводными лодками

 

Во вторую половину дня 27 октября 1962 события начинают стремительно разворачиваться. Группа американских эсминцев обнаруживает советские подлодки Б-59. Не зная, что они имеют дело с подлодками, несущими на борту ядерное оружие, американцы начинают бросать глубинные бомбы, чтобы заставить их всплыть. На борту подлодки Архипова начинается паника и неразбериха. Ввиду остроты складывавшейся тогда обстановки, при отплытии из СССР трем старшим офицерам подлодки было дано разрешение на пуск ядерных торпед в случае их единого решения по данному вопросу. Не имея связи с руководством СССР, не зная, разразилась ли уже война между двумя сверхдержавами, в глубинах Карибского моря группа моряков, на которых сыпались бомбы, должна была решить судьбу человечества. А между тем половина планеты с напряжением всматривалась в экраны своих телевизоров в ожидании новостей и решений Хрущева и Кеннеди.

 

«Было такое ощущение, как будто кто-то стучал по бочке молотком»

 

Офицер связи Владимир Орлов пережил те драматические моменты, находясь на борту Б-59. По его словам, после длительного межокеанского перехода в подводном состоянии команда и капитан Савицкий «были сильно измотаны». 

 

Глубинные бомбы, которые сбрасывали американские эсминцы, взрывались в нескольких метрах от корпуса советской субмарины. «Было такое ощущение, что ты находишься в железной бочке, по которой кто-то постоянно стучит молотком». Находясь на пределе своих психологических возможностей, измученный, Савицкий делает последнюю попытку связаться с Москвой. Экипаж требует нанести ответный удар. Выхода нет. Разъяренный и отчаянный, он принимает решение о пуске смертоносной торпеды, прекрасно понимая, что это означает гибель для него и всей его команды: «Мы их взорвем, все погибнем, но потопим все их корабли», воскликнул он перед тем, как позвать двух своих заместителей для получения их согласия на свое решение. На глубине нескольких сот метров в Карибском море, когда кругом рвутся американские бомбы, три морских офицера проводят совещание, решившее судьбу человечества. Савицкий хочет пустить торпеду, замполит с ним согласен. Слово – за Архиповым, но он против. В этих условиях только хладнокровие и мужество одного человека помогли избежать того, что вызвало такую катастрофу, которой не видел мир. 

 

«Человек, который спас мир на Земле»

 

Архипову удается убедить Савицкого всплыть на поверхность. Б-59 всплывает и делает полукруг в ожидании указаний Кремля, стараясь избежать при этом столкновения с оперативной группой ВМС США. Несколько часов спустя, Кеннеди и Хрущев пришли к соглашению, от которого с облегчением вздохнуло все человечество. Никто о происшедшем тогда не узнал, в том числе и Кеннеди, но в ту субботу Архипов спас человечество. Об этом случае рассказали лишь в 2002 году. Во время конференции, проходившей в Гаване спустя сорок лет после того эпизода, Макнамара, основываясь на рассекреченных американских документах, признал, что начало ядерной войны было гораздо ближе, чем многие предполагали. Томас Блэнтон пояснил, что имел в виду бывший министр обороны США: «Человек по имени Василий Архипов спас мир на Земле». Тот человек умер за три года до этого.