Polska: Каковы шансы, что Юлия Тимошенко выйдет на свободу еще до начала ЧЕ-2012?
Катажина Пелчиньска-Наленч (Katarzyna Pełczyńska-Nałęcz): Это был бы очень хороший шаг со стороны украинских властей в направлении улучшения ситуации с демократией. Но Украина должна принять самостоятельное решение предпринимать ли его. Пока, к сожалению, желания Киева окончательно разрешить эту проблему не видно.
- Есть несколько решений на выбор: от системных изменений до лечения Тимошенко в Германии. Ни один из этих сценариев не имеет шансов осуществиться?
- Упорядочим эти сценарии. Самый важный – это комплексное изменение украинского законодательства. Закон должен определять принципы функционирования государства, а не становиться орудием борьбы с конкурентами по бизнесу или политике. Я сознаю, что сделать это за несколько недель невозможно, это стратегическая и долговременная задача. Второй сценарий охватывает более узкую сферу, он касается ответственности за политические решения. Возможность уголовного преследования за решения политического характера в странах с неокрепшей демократией угрожает нормальному механизму смены власти. Такой сценарий требует внесения изменений в уголовный кодекс, и если на это была бы политическая воля, его можно было бы реализовать быстро. Вариант, заключающийся в лечении экс-премьер-министра за границей имеет экстренный характер. Это не ответ на системные проблемы Украины, а гуманитарный жест, который бы продемонстрировал готовность украинских властей создать Тимошенко соответствующие условия для лечения.
- Но этот жест, по крайней мере, позволил бы разрядить политическую напряженность перед ЧЕ-2012 и избежать бойкота.
- Вне зависимости от того, изменится ли ситуация Тимошенко до начала турнира или нет, свидетелями чего-то подобного, как бойкот чемпионата, мы не станем. Под бойкотом я подразумеваю отсутствие команд и болельщиков. Мы имеем сейчас дело лишь с заявлениями некоторых политиков о том, что они не планирует посещать матчи, которые будут разыгрываться на Украине.
- В 2007 году мы рассчитывали, что совместная организация чемпионата Польшей и Украиной станет символичным событием, которое сблизит Киев с ЕС. Бойкот же политиков станет символичным отталкиванием этой страны от Европы.
- Чемпионат остается шансом Украины показать, что у нее есть европейские амбиции. К сожалению, нынешние действия украинских властей негативно влияют на имидж государства. Скажу больше, они в целом осложняют коммуникацию Киева со странами ЕС. Однако чемпионат – это в первую очередь общественно-спортивное, а не политическое событие. А наша, польская, задача – объяснять другим, что хотя киевские власти не основываются в своих действиях на демократических нормах, украинское общество хочет стать частью общеевропейского сообщества.
- В настоящий момент это послание на запад от Буга не слишком слышно, что наверняка очень радует Россию.
- Стратегическая цель Польши – сохранить курс Украины на ЕС. Но эта стратегия не направлена против России. Конечно, подписание договора об ассоциации и договора о зоне свободной торговли с Украиной означало бы, что она не смогла бы присоединиться к интеграционным инициативам, которые предлагает Москва. И в этом, действительно, существует столкновение интересов.
- У Польши есть идеи, чтобы убедить Украину выбрать европейское направление, а не смотреть в направлении Москвы?
- Я бы хотела подчеркнуть принципиальную вещь: Украина – это суверенное государство, которое самостоятельно принимает решения о своем будущем. Мы, Польша, с нашим опытом периода трансформации точно знаем, что может принести украинцам процветание. Но это выбор они должны сделать сами.
- Но поляки могут оказывать им активную поддержку, и мы выразительнее всего показали это во время оранжевой революции 2004 года. Сейчас у меня складывается впечатление, что и Украина, и Польша утратили импульс того периода.
- Не будем забывать, что оранжевая революция стала возможной, т.к. ее захотели сами украинцы. В Польше готовность поддержать европейский путь Киева остается на прежнем уровне. Но ситуация на Украине сейчас изменилась. И то, как выглядит сейчас украинская экономика или правовая система – поражение самого этого государства, а не Польши. Мы не можем исправить за них их недостатки и не можем нести за это ответственность. У Польши в результате усиления нашей позиции в ЕС появляется все больше новых инструментов, при помощи которых мы можем попытаться оказать Украине поддержку, но Киев должен захотеть ими воспользоваться.
- Каковы шансы на то, что новый посол ЕС в Киеве Ян Томбиньский (Jan Tombiński) сможет найти выход из сложившегося в отношениях Украины и Евросоюза тупика?
- Мы рады, что один из лучших польских дипломатов будет представлять в Киеве весь Европейский союз. Но когда он вступит в эту должность, он перестанет быть польским дипломатом. Поэтому любые мои подсказки были бы неуместны.
- Осенью на Украине пройдут выборы. Есть ли вероятность, что власть перейдет к более проевропейски настроенной оппозиции?
- Выборы станут там моментом, когда украинские власти смогут в полной мере продемонстрировать, что они уважают принципы демократии. Хорошим предвестием является факт, что точно назвать будущего победителя этих выборов пока невозможно. Можно вспомнить немало государств, где результат выборов известен уже за несколько месяцев до голосования, но Украины это не касается. И это очень хорошая новость.