Первый день встречи глав государств большой двадцатки отразил всеобщее беспокойство развитием мирового кризиса. Уже почти не слышно заезженных фраз типа «худшее осталось позади» или «мы с оптимизмом смотрим в будущее», которыми любили прикрываться главы государств в ходе предыдущих встреч. Это состояние неуверенности подтвердило большинство руководителей стран. Даже федеральный канцлер Германии Ангела Меркель не стала говорить о мерах жесткой экономии, избрав более умеренный тон. «Мы проводим совместные встречи, начиная с 2008, но не смогли избежать потери пятидесяти миллионов рабочих мест», заявила в своем выступлении Кристина Фернандес де Киршнер. Она говорила в течение девяти минут, что на три минуты больше времени, отведенного каждому главе государства. Возможно, ей была оказана такая любезность, как одной из немногих глав государств, удержавшихся у власти несмотря на экономическую бурю, не пощадившую ни правых, ни левых.
Во время двусторонней встречи в понедельник утром Кристина Киршнер и президент Бразилии Дилма Русеф договорились о единой позиции стран, входящих в Южноамериканский общий рынок (Mercosur), чтобы придать особую значимость своему заявлению. Об этом они сообщили впоследствии во время общего заседания с главами государств других стран. В результате совпадения точек зрения Киршнер и Русеф предприняли еще один шаг: в дальнейшем они будут координировать политику защиты регионального рынка ввиду возможного, с их точки зрения, обострения европейских проблем, вследствие которых кризис может перекинуться на Латинскую Америку.
«Деньги растрачиваются, а дела идут все хуже», говорил один таксист в беседе с корреспондентом Página/12, возмущаясь многомиллионными расходами на организацию встречи в верхах. Два основных курорта этой зоны Мексики - Сан-Хосе дель Кабо (San José del Cabo) и Кабо Сан-Лукас (Cabo San Lucas) практически закрыты для туристов. По сути дела, были запрещены все морские развлечения, что оставило без работы инструкторов по подводному плаванию, капитанов прогулочных судов и всего персонала, отвечающего за отдых и развлечения. Прибрежные воды патрулируются катерами, на борту которых находятся сотрудники спецслужб. Их же можно наблюдать и на КПП, расположенных вдоль автострады, объединяющей курортные зоны. Район переполнен военными, и это отпугивает туристов. На этой неделе сократилось на 80% бронирование мест в гостиницах, и в них (в том числе и в той, где находится представительство нашей газеты) разместились полицейские.
Если исходить из первой оценки, которую дало аргентинское правительство встрече лидеров большой двадцатки, то на ней происходит изменение акцентов. «Главы государств высказали свою обеспокоенность состоянием экономики», рассказал министр иностранных дел Аргентины Эктор Тимерман (Héctor Timerman) после дневного заседания. Когда верстался этот номер, президенты ужинали. Кристина Киршнер сидела между Бараком Обамой и китайским лидером Ху Цзиньтао. Во время пленарного заседания она оказалась между президентами Франции и России, Франсуа Олландом и Владимиром Путиным. И с тем, и с другим намечены встречи на вторник, хотя их проведение будет зависеть от наличия свободного времени в весьма насыщенной повестке дня. Киршнер намерена установить более тесные отношения с этими странами, чтобы изменить тенденцию развития мировой экономики, где преобладает неолиберальный подход.
Однако основной упор делается на укрепление сотрудничества в рамках Mercosur. Во время встречи Киршнер и Русеф, длившейся пятьдесят минут, главы государств совпали в своей негативной оценке перспектив развития на данном этапе. «Это длится уже четыре года, а выхода так и не видно. Отсутствует план действий. Никто не может точно сказать, что на следующий год будет лучше», заявили официальные источники корреспонденту «Página/12». Ощущается давление - продолжили они- на развивающиеся страны с тем, чтобы они открыли свои рынки. Вот почему подвергаются критике протекционистские меры в тот момент, когда развитые страны имеют избыточные средства, которые они хотят разместить в других странах. «Нам надо защищаться вместе. Идет война валют, от которой мы можем пострадать», сказала Дилма Русеф Кристине Киршнер, сообщает источник, которому президент Аргентины рассказала о содержании этой беседы. «Она стоит на страже Аргентины. На оказание помощи направляются все большие денежные средства, однако реакция рынков все та же», добавил источник.
Во время встречи с остальными главами государств большой двадцатки Киршнер сделала особый упор на этот момент, поставив под сомнение действующий в Европе «порочный круг»: бегство капиталов из периферийных стран, таких как Греция и Испания, в финансовые центры - Англию и Германию - и возвращение этих финансовых средств в исходную точку, но уже в виде долга под высокие проценты. Поэтому она предложила реструктурировать долги тех стран, которые не в состоянии их выплатить, но при этом заявила, что это должно делаться на основании международного консенсуса, а не так, как произошло в Аргентине в 2001, когда дело было пущено на самотек.
Президент Аргентины также заявила о том, что Европе необходимо иметь объединенный Центробанк, который выполнял бы функции кредитора последней инстанции, и выступила против оффшорных зон. «С того момента, как начались встречи лидеров большой двадцатки, был поднять вопрос об оффшорных зонах. Тем не менее, они продолжают существовать, а в этом году вывоз капитала вырос в десять раз. Он колеблется в пределах от 5 до 59 миллиардов долларов в год, особенно много денег вывозится из периферии Европы», с упреком подчеркнула Киршнер, сообщил Тимерман представителям печати. «Большой двадцатке уже пора покончить с зонами налогового рая», добавила она. Англия является главным адвокатом оффшоров, за счет которых она продолжает получать доходы. В заключение своего выступления Киршнер отметила, что, начиная с 2008 года, в мире были утрачены 50 миллионов рабочих мест, и это особенно больно бьет по молодежи. Терять времени больше нельзя, подчеркнула Киршнер, хотя по состоянию на настоящее время и она, и Русеф предупреждают о том, что кризис будет разрастаться.