Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Развитие других

Чтобы вы ни думали, «развитие остальных» не является ни новым явлением, ни незапланированным.

© flickr.com / LShave Карта мира
Карта мира
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда Соединённые Штаты после окончания Второй Мировой войны стали (возможно) самой сильной державой за всю мировую историю - с беспрецедентной долей в мировом ВВП, промышленным производством и военной мощью - они задались целью моделировать мир по своему образу и подобию: многостороннее, а не имперское государство, служащее интересам США.

Когда Соединённые Штаты после окончания Второй Мировой войны стали (возможно) самой сильной державой за всю мировую историю - с  беспрецедентной долей в мировом ВВП, промышленным производством и военной мощью - они задались целью моделировать мир по своему  (если не идеальному) образу и подобию: многостороннее, а не имперское государство, служащее интересам США, а также тем, кто принимал выстроенную Штатами международную систему.

Развертывание холодной войны скрыло тот факт, что архитекторы послевоенного мира обладали всеобъемлющем видением, и, начиная от Плана Маршалла и до конца холодной войны, поддерживали мировой порядок, способствующий глобальному экономическому росту.
На самом деле (и это часто игнорируется) США находятся в состоянии относительного упадка с 1945 года – именно этого и добивался Вашингтон, так как подъема добились, прежде всего, союзники США.
Сейчас сложившемуся порядку брошен вызов. Однако, он заключается не в развитии «остальных», а в развитии «других».

Читайте также: Шувалов об экономике и политике

Несмотря на периодическое торговое напряжение во времена холодной войны, страны, вышедшие на мировую арену в период с 1945 года по 1995 год, сделали это под чутким руководством США, политически и экономически следуя примеру Штатов. Именно эти страны являются истинными «остальными»: развитыми промышленными демократиями, принявшими и поддерживающими либеральный международный порядок.

Нынешние развивающиеся страны кардинально отличаются от этой группы. И именно это отличие, а не факт развития «других», создает ощутимые препятствия для США и декларируемого ими порядка.

Что отличает других? Во-первых, они - бедные. По всем параметрам, кроме экономического, нынешние развивающиеся страны больше похожи на своих развивающихся коллег, чем на развитые страны после Второй Мировой войны. ВВП на душу населения в Китае равняется одной девятой показателя в США, в Индии – одной тридцать пятой.

Из-за того, что они бедные, они рассматривают дальнейшее развитие как право и больше обеспокоены экономическим ростом, чем ответственным участием в мировых процессах – как это делал Запад в схожие этапы развития.

Во-вторых, нынешние развивающиеся страны обладают большими политическими отличиями, чем во времена холодной войны. Послевоенные Германия и Япония оперативно создали представительные правительства и сильные капиталистические экономики и с тех пор не сталкивались с серьезными кризисами. А Китай – авторитарная страна с капиталистическим укладом, Россия и Саудовская Аравия - косные нефтяные государства, Индия представляет собой смесь демократического либерализма и крайне осторожно управляемой рыночной экономики. Даже Бразилия, самая похожая на западную модель страна среди новых держав, поддерживает определенное количество национальных компаний и решительно защищает свою политику в отношении промышленности.



Также по теме: Добро пожаловать в новый мирововй беспорядок - часть I

Вместе с таким политическим разнообразием появляется политическая нестабильность. Развивающиеся «другие» являются внутренне нестабильными. Эр-Рияд относится к арабскому пробуждению с опаской, а в России наблюдается рост протестного движения. Управление в Индии одновременно склеротично и хаотично, а партия «Индийский национальный конгресс» рассчитывает на непостоянных партнеров по коалиции для удержания власти.  Дело Бо Силайя (Bo Xilai) обнажило напряжение в Коммунистической партии Китая. Все это способствует обособленности  развивающихся стран, больше озабоченных проблемами дома, чем проблемами в остальном мире.

Кроме того, развивающиеся «другие» страны попросту не признают законность возглавляемого США мирового порядка, несмотря на то, что пытаются добиться большей власти в рамках именно этого устройства. Страны «БРИКС» одновременно стремятся добиться большего влияния в рамках Международного валютного фонда и выступают против того, чтобы МВФ играл более значительную роль в контролировании финансовых систем с целью предотвращения будущих кризисов. Китай и Индия заявляют, что должны быть включены в любой процесс по международным климатическим изменениям, но избегают ответственности за будущий режим климатических изменений.

Это нежелание принимать правила, по которым они развивались, сильно контрастирует с поведением Германии и Японии (для которых страх перед СССР был достаточной причиной поддерживать либеральный мировой порядок) времен холодной войны, и является значительным препятствием для США и союзников.

Читайте также: Если Европа - это культура мира, зачем тогда нужно НАТО


В конце концов, развивающиеся «другие» менее опытны в международных делах – в дипломатии, в деле сохранения мира, в правах и нормах международного управления.

Большая часть стран были незначительными участниками мировой системы времен холодной войны, и единицы обладали каким-либо опытом колонизаторов, так как зачастую были колониями – недооцененный фактор в способности Запада создать крепкую международную систему после Второй Мировой войны. По мере того, как развивающиеся «другие» страны выходят на международную арену, их коллективный вес непредсказуемо, неконтролируемо и вполне возможно разрушительно подействует на общую систему.

Рост «других», а не «остальных», является вызовом для США. А осознание этой особенности является ключевым для попыток США определить свой путь в нынешнем мировом устройстве.

Иан Брэммер – президент Eurasia Group и автор книги «Every Nation for Itself: Winners and Losers in a G-Zero World.» Дэвид Гордон – глава департамента исследований  Eurasia Group и бывший директор департамента определения политики Госдепа США.