Непринужденно сидя в одном из больших мягких кресел на борту своего самолета Bombardier, генерал Виктор Иванов рассказал Newsweek о целях своего последнего визита в Латинскую Америку – уже второго за этот год. Не важно, что потребление южноамериканского кокаина в России, по оценке Иванова, составляет около 500 килограммов в год – то есть выглядит ничтожным по сравнению с приблизительно 70 тоннами афганского героина, которые, как утверждает генерал, поступают в страну каждый год, делая ее одним из главных потребителей наркотиков в мире. Как директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Иванов считает оба этих наркотика частью одного мирового бедствия: «Для нас важно обмениваться с латиноамериканскими правительствами разведывательной информацией о межконтинентальных сетях контрабандистов наркотиков, использующих самолеты, подводные лодки и современное вооружение». Поэтому несколько недель назад Россия открыла в Никарагуа свою первую латиноамериканскую тренировочную базу для борцов с наркотиками.
Смотрите также: Основные каналы поставок наркотиков в мире
Генералу сейчас приходится нелегко. В июле президент Владимир Путин, давний личный друг Иванова и его коллега по службе в КГБ, объявил, что штат ФСКН, сейчас составляющий примерно 30 000 сотрудников, будет сокращен на 5 200 человек «сугубо по экономическим причинам». (Падение мировых цен на нефть сильно ударило по государственным доходам.) Критики в парламенте, между тем, называют ведомство Иванова бесполезным и утверждают, что его следует полностью расформировать. По словам заместителя главы комитета Думы по безопасности и противодействию коррупции Геннадия Гудкова, за прошлый год от проблем со здоровьем, связанных с наркотиками, умерли 126 000 россиян. Количество смертей от передозировки в Москве удвоилось по сравнению с прошлым годом. Сам Иванов называет российскую героиновую проблему «огромной и катастрофической». Кроме того, в стране растет популярность амфетаминов, привозящихся контрабандой из Китая. Иванов также говорит, что потребление героина растет в последнее десятилетие на 30% в год, хотя наркотик по цене 180 долларов за грамм могут позволить себе только богатые.
Также по теме: США, Россия, Афганистан - и наркотики
Иванов уверен, что его ведомство выживет. Сможет ли Россия выиграть войну с наркотиками – это другой вопрос. Российские суды по-прежнему работают плохо, а коррумпированные чиновники продолжают бесстыдно заключать сделки с бандитами. «Не думайте, что по сравнению с 1990-ми что-то изменилось», - говорит Иванов. По его мнению, единственный выход - это решать проблему там, где находятся ее истоки, далеко за пределами российских границ. Производящие кокаин области Афганистана и Южной Америки «должны быть закрыты по закону», считает он. Советник Иванова Юрий Крупнов с ностальгией вспоминает о былых днях: «КГБ пользовался уважением за то, что он договаривался с крупнейшими наркокартелями мира: “Мы вас не убиваем, а вы не возите наркотики в СССР». Иванов предлагает более постсоветский подход: в этом году он намерен просить Совет безопасности ООН объявить наркотрафик столь же серьезной международной опасностью, как терроризм, и принять меры по закрытию «двух основных межконтинентальных центров производства наркотиков». Он называет свой план «законом Иванова».