Я бы не стал недооценивать значение визита Патриарха Московского и всея Руси в Польшу, сводя это событие лишь к жестам вежливости и дипломатии. Или принижать совместное послание к польскому и российскому народам, подписанное Патриархом Кириллом и архиепископом Юзефом Михаликом (Józef Michalik), называя его документом антипольского заговора. На самом деле это - прекрасный момент, чтобы внимательнее присмотреться к извечно сложным отношениям между обоими государствами и народами.
Меня радует, что польские епископы не забывают о Евангелии и хотят реализовать содержащийся в нем призыв к единству и прощению. Как показывает история, это очень конкретные действия, обращенные прежде всего к нашим соседям. В последнее время часто говорилось о знаменитом письме польских епископов к немецким. Подобный шаг, который совершили архиепископ Михалик и Патриарх Кирилл, председатель Польской епископской конференции предпринял несколько лет назад с главой греко-католиков Любомиром Гусаром (Lubomyr Huzar).
Не стоит обманывать себя, что любые действия, проистекающие из религиозных побуждений, будут автоматически лишены общественного или политического подтекста, и не следует забывать об опасностях, которые могут из этого проистекать. Невозможно точно предсказать, как будет использован и интерпретирован (и в Польше, и в России) этот символический пятничный жест в форме совместного послания, запланированный как начало примирительного диалога. Меня как консервативного политика заинтересовал фрагмент, в котором главы польской и российской Церквей призывают всех к уважению достоинства каждого человека. Этот призыв сопровождается кратким, но глубоким анализом духовного состояния нашего общества.
Вредный клин
В своей статье в Rzeczpospolita в августе 2011 года я писал: «ответственная оппозиция должна принимать во внимание то, что Россия, используя смоленскую тему, вбивает клин между сторонами политического спора внутри Польши». Я могу повторить то же самое и после визита Патриарха Кирилла. По эмоциональной реакции некоторых политиков и публицистов, о которой автоматически и незамедлительно сообщали российские СМИ, зависимые от кремлевских властей, было отчетливо видно, что прежняя схема продолжает работать.
Российское руководство разных уровней не первый год систематически провоцирует поляков на антироссийские выступления. Таким образом они хотят выставить Польшу страной, отказывающейся от возможностей сотрудничества или улучшения взаимных отношений. Цель Москвы – Польша с русофобской личиной: слабая, без сильного руководства, погрязшая во внутренних конфликтах, неспособная отстаивать свои интересы в контактах с Россией.
Даже принимая во внимание все исторически мотивированное недоверие к России, мы не должны позволять впутывать себя в эту игру. Зачастую мы делаем это сами, по собственной инициативе: хватило всего нескольких фраз архиепископа Михалика в интервью Католическому информационному агентству о том, что Смоленск – это трагедия, имеющая символическое значение, и эту трагедию нельзя использовать для реализации политических интересов.
В данном контексте напрашивается вопрос: почему российская власть выставляет Польшу в негативном свете, а простые россияне относятся к нам с симпатией и уважением? Кремль боится достижений польской свободной мысли. Стремление к свободе заразительно, а у поляков оно - в крови, что они продемонстрировали, в частности, в борьбе с советской властью. Московский режим опасается, что им может заразиться и российское общество, которое все смелее выступает против нарушений прав человека и основных гражданских прав.
Союз в войне культур
Помимо политической сферы, в которой мы имеем дело с одними и теми же угрозами, существует еще сфера общественная. Я ожидал от иерархов, подписавших совместное послание, что они подчеркнут духовную близость поляков и россиян, поставят важный вопрос о значении для обоих народов нашего соседства в данной части Европы.
Мое внимание привлекла речь Патриарха на обеде в президентском дворце, в которой прозвучали столь важные слова о христианском фундаменте польской и российской культуры. Мне вспомнились слова выдающегося поэта и мыслителя Томаса Элиота, написавшего, что «политика – это функция культуры, а сердце культуры – это религия».
Религиозный шаг (а такое основное значение имел визит Патриарха независимо от политических акцентов), совершенный в форме совместного послания, возможно, не даст готовых ответов на мои вопросы, но послужит ценным материалом для анализа, который острее поднимет вопрос отношений с соседними народами. Для меня как жителя Подляшья, где находится сильный центр православия, это - ежедневная реальность.
В обращении иерархов обращает на себя внимание фрагмент о новых вызовах, которые стоят перед нашими народами: «Под предлогом соблюдения принципа светскости или защиты свободы выбора подвергаются сомнению моральные принципы, основанные на заповедях Божиих. Пропагандируются аборты, эвтаназия, однополые союзы, которые пытаются представить как одну из форм брака, насаждается потребительский образ жизни, отрицаются традиционные ценности и изгоняются религиозные символы из общественного пространства».
И Католическая, и Православная церковь почувствовали себя одинокими в современной Европе. При этом и для католиков, и для православных вера в Бога обращена к человеку. Усиливающиеся секуляризационные тренды и упомянутое одиночество способствовали взаимному сближению. С общественной точки зрения у нас уже есть отличная почва для взаимного диалога.
Братья славяне и экономика
В отношениях между простыми россиянами и поляками нет проблем, проистекающих из исторической или политической напряженности. Отдельные подобные случаи можно воспринимать как исключение, подтверждающее правило. Это показал чемпионат Европы по футболу, который мы организовали вместе с Украиной.
Россияне чувствовали себя в Варшаве отлично, можно сказать, почти как дома. И что в этом плохого? Похоже чувствуют себя поляки в поездках на восток. Если взглянуть на вещи здраво, нам следовало бы (помимо польской) болеть за российскую сборную, чтобы они как можно дольше играли на наших стадионах и оставались в польских городах. Почему? Потому что российские болельщики оставляли в магазинах, пабах и ресторанах больше всего денег. Это могут подтвердить владельцы курортных комплексов и гостиниц в Польше: россияне - это те туристы, в которых мы заинтересованы. Я считаю, что одна только экономическая польза должна вести к тому, чтобы смотреть на Россию и ее граждан без враждебности, которая подогревается зачастую искусственно на потребу текущей политике. В свою очередь, религия (разная, но восходящая к единому корню) должна перевести этот здравый взгляд на уровень диалога, желания узнать друг друга.
Диалог и история
В общественной сфере россияне продемонстрировали нам свою солидарность после смоленской трагедии. Их эмоции, слезы и боль отмечали те, кто страдал больше всех, - те, кто потерял под Смоленском своих близких. Мы не можем забыть об этом, а уж тем более - требовать от россиян бесконечного покаяния. Это относится в равной степени и к более отдаленной истории. В совместном послании Православной и Католической церквей проводится аналогия с письмом польских епископов к немецким. Первый шаг в сторону примирения с россиянами сделан лишь спустя несколько десятилетий после того события. Конечно, различий - больше, чем аналогий. Например, сам факт, что Германия проиграла Вторую мировою войну, и там быстро начался процесс преодоления наследия гитлеровского периода. СССР воплощал в жизнь свою идеологию гораздо дольше и был более жесток (что совершенно не означает, что следует сравнивать меру зла, какое причинили те и другие), он не вел открытой агрессии, а использовал пропаганду, ложь и обман.
Мне представляется, в этом историческом опыте следует искать объяснение тому, почему путь к диалогу между нашими странами и двумя народами оказался столь долгим и извилистым, а также тому, почему документ, подписанный Патриархом Кириллом и архиепископом Михаликом, вызвал у части поляков различные подозрения.
Это длинный и извилистый путь, но его можно преодолеть. О сложных страницах переплетающейся совместной истории следует знать, равно как следует осознавать и существование некоторых рудиментов прежней эпохи в функционировании властей в новой России. Однако, ни в коем случае не следует переносить это недоверие на простых россиян.