Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вкус ГУЛАГа

Чтобы узнать, что их ожидает, Pussy Riot и Гарри Каспаров могут взять в руки комиксы. Трудовые лагеря стали частью классического представления России в комиксах.

© РИА НовостиРисунок Р.Ф.Ефименко «Возвращение команд в лагерь»
Рисунок Р.Ф.Ефименко «Возвращение команд в лагерь»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чтобы узнать, что их ожидает, Pussy Riot и Гарри Каспаров могут взять в руки комиксы. Трудовые лагеря стали частью классического представления России в комиксах. Во время холодной войны советские лагеря были символом репрессивного режима СССР, о котором столько говорили русские диссиденты. Поэтому не удивительно, что советские лагеря послужили источником вдохновения для авторов комиксов.

Приговор прозвучал, но они решили не просить помилования у президента. По всей видимости, участницам российской панк-группы Pussy Riot (они также входят в арт-группу «Война») придется провести два года в колонии. В то же самое время перед судом предстал и бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. Оппозиционера обвиняют в том, что он укусил полицейского за ухо, что может грозить ему пятью годами тюрьмы.

Во французских СМИ на поверхность всплыло некогда забытое слово: ГУЛАГ. Как утверждается в недавней статье в Libération, система исполнения наказаний в современной России хоть и отличается от советской, но тяжелые условия заключения по большому счету остались прежними.

Каждому, кто читал Солженицына, будет не сложно представить, во что превратится жизнь музыкантов из Pussy Riot и Гарри Каспарова, этих Иванов Денисовичей нашего времени. Во время холодной войны советские лагеря стали одним из символов репрессивного режима СССР, о котором столько говорили русские оппозиционеры в изгнании. Таким образом, выходившие не одно десятилетие книги и статьи «познакомили» Запад с ГУЛАГом. Поэтому не стоит удивляться, что советские лагеря послужили источником вдохновения для авторов комиксов.

Читайте также: Женские колонии в России - что ожидает Pussy Riot

В 1975 году Димитрий (Dimitri) начал серию «ГУЛАГ» в журнале комиксов Charlie Mensuel. Его главный герой Эжен Кранпон - это бравый рабочий из Ножан-сюр-Марн (архетипического среднего парижского пригорода), который отправляется на работу в СССР. По стечению обстоятельств он попадает в один из трудовых лагерей (здесь нужно уточнить, что ГУЛАГ – это Главное управление исправительно-трудовых лагерей - административное название учреждения, но в народе это слово стало нарицательным). Там его поджидала целая серия невероятных, фантастических и любовных приключений.

Для Димитрия ГУЛАГ стал прекрасным материалом для повествования. Это некий фантастический, изолированный от окружающего мира объект, где в теории может произойти все, что угодно. Похабные истории, абсурдные безумства, все… Эжен Кранпон, которого приключения уносят за пределы ГУЛАГа, все равно пытается вернуться туда, так как находит там нечто вроде безумного равновесия. Советские охранники, красавица по имени Лубянка и их сын Евгений, строительство своего метро – все приводит его обратно в лагерный рай.

Клише

Если для Эжена Кранпона ГУЛАГ превращается в дом родной, для всех искателей приключений в геройских плащах трудовые лагеря – это обязательная точка маршрута во время советских похождений. Возьмем, например, десятый и последний том приключений Адлера, бывшего пилота «Люфтваффе», который превратился в защитника слабых. События этого произведения с оригинальным названием «ГУЛАГ» разворачиваются на просторах Сибири после того, как героя отправляют в один из трудовых лагерей за участие в прозападном заговоре. Этот комикс (некогда серию публиковали в le Journal de Tintin) наполнен несколько книжными и затянутыми описаниями ГУЛАГа, с помощью которых автор пытается придать «достоверность» рассказу. В конечном итоге ГУЛАГ превращается в главное, что мы узнаем из него о России. То же самое касается и шестого тома в серии «Инсайдеры» (Insiders) под названием «Курс на ГУЛАГ» (Destination Goulag), в котором главная героиня Наджа попадает в один из российских трудовых лагерей.



Также по теме: Гуантанамо, самая дорогая тюрьма в мире

ГУЛАГ также стал местом, где разворачиваются приключения Зимнего солдата, как назвал себя Джемс «Баки» Барнс после того, как ушел из помощников Капитана Америки. В томах 616-619 о подвигах супергероя-патриота мы следим за тем, как Зимний солдат попадает в ГУЛАГ после экстрадиции из США за предполагаемые преступления, о которых он совершенно ничего не помнит.

В течение трех эпизодов сюжетной арки под названием «ГУЛАГ» ему пришлось выживать в трудовом лагере сверхстрогого режима, где к тому же содержали несколько суперзлодеев. Изображение ГУЛАГа в комиксе - открыто карикатурное, что становится очевидным буквально с первых страниц. В самом начале истории Зимнего солдата отправляют на расположенную в центре лагеря арену, где ему приходится бороться с гигантским медведем. Бой был организован по приказу одного из заключенных, который купил всю тюремную охрану. Побег героя (кто-то сомневался, что он сбежит?) тоже выглядит совершенно невероятным. Ну да ладно, такие комиксы читают не ради реализма…

«Тинтин в стране советов» и никакого ГУЛАГа?

Кроме того, в трудовые лагеря попадают не только «хорошие» люди: заклятый враг Блейка и Мортимера Олрик тоже томится в ГУЛАГе в период между «Махинацией Воронова» (La Machination Voronov) и «Саркофагами шестого континента» (Les Sarcophages du 6ème continent), то есть, теоретически, с 1957 по 1958 год. Тем не менее, детального описания трудовых лагерей в этих двух комиксах нет.

Читайте также: ГУЛАГ в России жив

Что еще удивительнее, ни слова о ГУЛАГе нет и в буквально напичканном клише «Тинтине в стране Советов» (Tintin au pays des Soviets). Непонятно, почему этот момент был упущен в антисоветском памфлете Эрже, который, тем не менее, методично выставляет напоказ все недостатки СССР. Трудовые лагеря существовали еще в первые годы СССР, однако Эрже не упоминает о них в своем комиксе, который публиковался с 1929 по 1930 год в журнале Le Petit XXème. С исторической точки зрения это очень интересное обстоятельство: оно свидетельствует о том, что в ту эпоху у слова «ГУЛАГ» не было такой силы, как во времена холодной войны и особенно после публикации произведений Солженицына в 1960-х годах. Кроме того, в вышедшей в 1928 году книге «Москва без покровов: девять лет работы в стране советов» (Moscou sans voiles, neuf ans de travail au pays des Soviets) Жозефа Дуйе (Joseph Douillet), из которой Эрже почерпнул практически все сведения для комикса, понятие «лагерь» встречается лишь на 9-ти из 249 страниц.

Рисованные рассказы о ГУЛАГе

Более близкая к нам «Наскальная живопись» Ефросиньи Керсновской является одним из ключевых рисованных свидетельств о лагерной жизни. Во Франции эта книга вышла почти 20 лет назад, и найти ее сейчас довольно непросто. Во многом она напоминает классическую детскую книгу: крупный и тонкий шрифт, рисунки пастелью… За тем лишь исключением, что речь идет не о сказке или басне, а рассказе от первого лица Ефросиньи Керсновской, которую в 1940 году признали кулаком и отправили в трудовой лагерь.

Также по теме: Дело Pussy Riot - продолжение со взломом

12 лет спустя она все же вышла из этого советского концентрационного ада, а с 1964 по 1968 год запечатлела пережитое на бумаге. Тем не менее, впервые ее произведение было опубликовано только после распада СССР. В нем она поведала все о ГУЛАГе: о лишениях, холоде, изнурительной работе и постепенной потере заключенными человеческого лица. Это повествование производит тем большее впечатление, что рисунки выглядят мягко и красиво: это словно подчеркивает невинность той, которую признали без вины виноватой и отправили в лагерь.

Отметим также и «ГУЛАГ в рисунках» Данцига Балдаева. Балдаев прославился, в первую очередь, как автор трехтомной энциклопедии татуировок российских заключенных и является прекрасным знатоком тюремного мира, потому что сам был надзирателем, хотя и происходит из семьи диссидентов. На своей работе он начал зарисовывать татуировки заключенных в небольшие тетради. Когда в КГБ узнали о его занятиях, его не наказали, а наоборот распахнули перед ним ворота многочисленных советских лагерей. Все это позволило Балдаеву детально описать в «ГУЛАГе в рисунках» лагерную жизнь с точки зрения заключенных и охранников. Будем надеяться, что в скором времени их переведут на французский язык…