Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
СМИ Турции: Турция может войти в Евразийский Союз?

Обзор СМИ Турции за 10–12 сентября

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Позиция России по сирийскому вопросу продолжает занимать центральное место в турецких изданиях. Однако газета Hürriyet задается вопросом и о национальной идеологии России.

Позиция России по сирийскому вопросу продолжает занимать центральное место в информационном пространстве турецких изданий.
 
В большинстве изданий приводится интервью заместителя министра иностранных дел РФ Михаила Богданова французской газете Le Figaro после встречи с сирийскими оппозиционерами и французскими дипломатами в Париже. Основное внимание обращается на заявление Богданова, согласно которому Асад готов покинуть свой пост, если на всеобщих выборах сирийский народ отдаст свой голос в пользу другого лидера. Hürriyet (10.09), цитируя заместителя министра иностранных дел РФ, отмечает, что сирийский режим продолжает оставаться сильным и поддерживается значительным количеством населения, испытывающего беспокойство в отношении лидера, который может прийти на смену Асаду в случае его отставки. Ссылаясь на «послание сирийского президента через официальных лиц России», Yeni Şafak (12.09) отмечает, что сам Асад считает невозможным проведение «свободных выборов» в Сирии, где не прекращается кровопролитие и гуманитарный кризис.

Читайте также: Место России, Ирана и Турции в мире

Milliyet (10.09) освещает реакцию госсекретаря США Хилари Клинтон на позицию России по Сирии после встречи с президентом Владимиром Путиным и министром иностранных дел Сергеем Лавровым. По мнению Клинтон, Россия не изменила свою позицию и не приемлет вмешательства в Сирии, между тем США и их единомышленники готовы искать способы изменения режима в Сирии, даже в обход ООН. Россия же настаивает на необходимости определения параметров процесса политических преобразований путем обеспечения переговоров власти и оппозиции (Zaman, 11.09). В этой связи издания обращают внимание на призыв российской стороны к проведению международной конференции по сирийскому вопросу. Как полагает Богданов (Milli gazete, 12.09), для выхода из сирийского кризиса необходима реализация плана мирного урегулирования, разработанного бывшим спецпосланником ООН и ЛАГ Кофи Аннаном, и соблюдение договоренностей, достигнутых в Женеве.

Проводя аналогию с ситуацией на Ближнем Востоке в период холодной войны, Yeni Çağ (12.09) утверждает, что и сегодня война в Сирии ведется не оппозиционными группами и сирийским правительством, а двумя блоками мировых сил: оппозиция представляет сторонников проекта «Большой Ближний Восток», а «силы Асада» действуют от имени России, Китая и Ирана. Издание приходит к выводу, что все военные столкновения на Ближнем Востоке за последние десятилетия служили или обеспечению безопасности Израиля, или достижению западными странами их целей в энергетике, или укреплению доминирования мировых сил в регионе.



Также по теме: Станет ли Турция членом БРИКС?

Milli gazete (11.09) приводит точку зрения ливанского религиозного мыслителя и исследователя Хани Фахса, который убежден, что Россия и Иран, оказывающие поддержку режиму Асада, могут изменить свои позиции по сирийскому вопросу в случае отставки сирийского президента. Его свержение повлечет за собой необходимость для России и Ирана искать интересы на других территориях. Однако важно, заключает Хани Фахс, чтобы будущее страны было построено народом этой страны.

По мнению обозревателя Cumhuriyet (10.09), если «падет Сирия», то Россия, также как Иран, не сможет сохранить своего влияния на Ближнем Востоке. При этом сирийский вопрос приобретает «жизненно важное значение» и для США, поскольку они обеспокоены значительной ролью России, а также Ирана и Турции, в «глобальном переделе сил и противостоянии Запада и Азии». По мнению автора, если Запад предоставит возможность этим трем странам закрепиться в Азии, то «потеряет свое исторически сложившееся глобальное доминирование». В этой связи на обеспечение нейтрализации России направлен реализуемый США проект «Большой Ближний Восток». Обращается особое внимание на то, что для Турции немаловажным является стратегическое партнерство с Россией и Ираном.

Читайте также: Россия и Турция - бывшие враги становятся друзьями


Milliyet (11.09) со ссылкой на директора иранской национальной компании сообщает о достигнутой Турцией и Ираном договоренности, связанной с поставками туркменского газа в Европу через Транскаспийский газопровод, который призван обеспечить доставку энергоносителей в Европу в обход России. По данным иранских официальных лиц строительство газопровода завершено на 48%, и ежедневно через данный газопровод планируется осуществление транспортировки природного газа в объеме 100 миллионов кубометров. Особо отмечается, что в отношении проекта Транскаспийского газопровода, против которого выступает Россия, Иран «ранее придерживался единой с Россией позиции».

Yeni Şafak (11.09), комментируя встречу Владимира Путина с президентом Сербии Томиславом Николичем в Сочи, уделяет значительное внимание реализации проекта по строительству газопровода «Южный поток», нацеленного на транспортировку в Европу российского газа, одним из участников которого является Сербия. Издание отмечает, что обе страны придают немаловажное значение двусторонним торговым и экономическим отношениям и намерены вывести сотрудничество в сфере экономики на более высокий уровень.

Hürriyet (11.09) поднимает вопросы национальной идеологии России и, цитируя профессора социологического факультета МГУ Александра Дугина, отмечает, что российская идеология должна противостоять наступательным акциям, количество которых в России неуклонно возрастает. К таким акциям относится и панк-молебен Pussy Riot, мишенью которого стала РПЦ. По мнению Дугина, заполнить существующий в течение 20 лет в российском обществе идеологический вакуум может новая идеология евразийства. Как сообщает газета, эта идеология предполагает образование на пространстве бывшего СССР «евразийского государства», при этом возможно привлечение не только бывших советских республик, но и Турции.