Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европа объявляет войну американским оборонным гигантам

© AFP PHOTO / ERIC PIERMONTкомпания Airbus EADS
компания Airbus EADS
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американские концерны доминируют в глобальном оборонном бизнесе. Пока. После запланированного слияния немецко-французской компании EADS с британской BAE соотношение сил изменится – если запланированное слияние сможет преодолеть существующие барьеры.

Дюссельдорф. – Это не совсем обычное слияние, так как оно может привести к существенным изменениям в сложившейся в последние годы ситуации в авиационной и оборонной промышленности, и у него есть необходимая сила для того, чтобы поставить с ног на голову всю отрасль. Европейский аэрокосмический и оборонный концерн EADS, а также его британский конкурент BAE Systems хотят создать вместе европейское предприятие, о котором можно говорить только в превосходной степени, - оборот EADS составляет почти 50 миллиардов евро, тогда как BAE Systems бросает на весы около 25 миллиардов евро. Общее количество занятых составляет 230 000, а палитра производимой продукции включает в себя боевые истребители, самолеты Airbus, а также космические ракеты, и поэтому запланированное предприятие стало бы с большим отрывом лидером рынка в мировом бизнесе, связанном с авиацией и космонавтикой. Оно явно опередило бы также нынешнего лидера рынка компанию Boeing.

Подобным слиянием европейцы затрагивают интересы американских конкурентов в гигантском оборонном бизнесе. Особенно значимой эта отрасль является в Соединенных Штатах - государстве с самым большим военным бюджетом. В текущем бюджетном году он составляет 530,6 миллиарда долларов (411 миллиардов евро). Не удивительно, что пока крупнейшие в мире оборонные концерны расположены в Соединенных Штатах. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (Sipri), почти половина компаний из списка 100 крупнейших оборонных предприятий являются американскими.

Читайте также: Несмотря на крушение, индонезийкие авиалинии собираются использовать SuperJet


Взятие этого бастиона является одной из главных целей сливающихся европейских предприятий BAE и EADS. Британцы, опираясь на традиционно тесные политические отношения между двумя странами, уже имеют в Соединенных Штатах неплохие результаты. Так, например, британцы участвуют в производстве боевой машины пехоты Bradley, а также работают над созданием боевого истребителя F-35 Lightning II.

В то же время концерн EADS оказался в прошлом году проигравшим в ходе так называемой сделки века, связанной с производством самолетов-заправщиков для американских военно-воздушных сил. Этот заказ, объем которого составляет по меньшей мере 35 миллиардов долларов, после продолжавшегося примерно год обмена ударами достался фирме Boeing. Слияние с BAE может открыть материнскому концерну Airbus ворота на американский оборонный рынок, утверждают эксперты. Кроме того, европейцы вместе со своим заклятым соперником - фирмой Boeing - смогут улучшить имеющиеся у них конкурентные преимущества на таких важных рынках вооружений, как Аравийский полуостров и Ближний Восток.

Глава концерна EADS Том Эндерс (Tom Enders) видит в планах слияния «уникальный шанс». Во внутреннем меморандуме, направленном сотрудникам компании, он подтвердил проведение переговоров по этому вопросу. По его словам, он убежден в том, что «слияние  EADS с BAE Systems представляет собой уникальный шанс для нашего предприятия. Вместе мы станем лидирующим в мире предприятием в области самолетостроения, космоса, а также в сфере оборонной промышленности и безопасности».

Также по теме: Самолет, который ободрал Пентагон как липку

Однако инвесторы не демонстрируют особого восторга по поводу объявленных планов. В Париже и во Франкфурте акции материнской компании Airbus понизились во время утренней сессии еще на 6% и составили 26,45 евро, тогда как в среду они потеряли примерно 5%. Компания BAE Systems на Лондонской бирже также оказалась в минусе, и понижение курса акций на 5% частично свело на нет краткосрочный рост их стоимости в ходе предыдущих торгов. После объявления планов о слиянии акции британского концерна в среду показали рост в 12%.

«Понижение курса акций концерна EADS связано с предполагаемой оценкой в случае слияния с компанией BAE. Аналитики исходят при этом из возможности разбавления акций», - объясняет аналитик рынка Хайно Руланд (Heino Ruland) из фирмы Ruland Research. В стратегическом смысле подобное слияние имеет смысл, считают многие эксперты.  «Хотя мы видим определенную производственную логику в обсуждаемой транзакции, тем не менее у нас складывается впечатление, что перспективы роста Airbus не полностью отражены в запланированной транзакции», - считает аналитик банка DZ-Bank Маркус Турнвальд (Markus Turnwald).

Планы слияния не находят поддержки всех владельцев акций. Крупный французский акционер Арно Лагардер (Arnaud Lagardère) занимает пока выжидательную позицию. Прежде чем группа Лагардера даст зеленый свет подобному проекту, должны быть изучены все возможные последствия, сообщил французский предприниматель и главный контролер концерна EADS. По его словам, этот проект еще не был представлен на рассмотрение правления компании.

Читайте также: Почему Россия держит Китай за... двигатели

Крупный немецкий акционер концерна EADS компания Daimler все еще оставляет для себя открытым вопрос о возможной продаже активов этого авиационного и оборонного предприятия на фондовом рынке. «Мы очень внимательно следим за ходом переговоров о возможном слиянии между EADS и BAE Systems», - сообщили представители концерна из города Штутгарта. Поскольку запланированная транзакция может быть связана с ликвидацией акционерного пакета, для Daimler пока «в принципиальном плане остаются открытыми все возможные варианты».



К их числу относится также размещение этого пакета на рынке. Концерн Daimler продолжает переговоры с федеральным правительством относительно продажи части своего пакета акций. Пока сохраняется в силе намерение акционера сократить в этом году свою долю акций концерна EADS. Переговоры со всеми заинтересованными сторонами еще продолжаются.

Пока среди крупных акционеров EADS действует договор, определяющий  отношения между держателями акций. Представители BAE внесли в повестку дня вопрос о прекращении его действия. Daimler напрямую владеет 15% акций EADS, а еще обладает правом голоса относительно пакета акций в 7,5%, находящегося в распоряжении одного банковского консорциума.

Кроме того, запланированная сделка является в высокой степени политической. Возможное слияние должно быть одобрено правительствами в Берлине, Париже и Лондоне. По данным Handelsblatt, федеральное правительство еще несколько месяцев назад было проинформировано относительно этой сделки и сигнализировало о том, что оно дает зеленый свет.

Также по теме: Медведев выступает за создание регионального лайнера


Официально Министерство экономики отказалось подтвердить положительное решение этого вопроса. По словам его представителя, еще продолжается изучение предложенных планов, и по-прежнему существует целых ряд еще не решенных сложных вопросов, связанных со слиянием.

По имеющимся на настоящий момент данным, оба предприятия должны будут действовать как одна группа, у которой будет единое руководство, однако на фондовом рынке их акции будут разделены. Акционеры BAE получат 40% акций нового предприятия, а инвесторы EADS – 60%. По данным из политических кругов, Германия и Франция получат в свое распоряжение «золотую акцию». Она обеспечит этим странам и в будущем значительные права при принятии решений.

По данным из тех же источников, американские власти, вероятно, не будут препятствовать слиянию EADS и BAE. Вряд ли Министерство обороны и картельное ведомство заблокируют создание крупнейшего в мире по обороту авиационного и оборонного предприятия, подчеркнули многие хорошо информированные наблюдатели в интервью информационному агентству Reuters.

Это связано также с тем, что материнская компания Airbus получила незначительное количество американских государственных оборонных заказов. Кроме того, существует мало пересечений внутри Соединенных Штатов в сделках EADS и производителя боевых вертолетов и подводных лодок BAE. Пока представители Пентагона заявляют о том, что у них еще нет данных относительно запланированного слияния.

Читайте также: ГРУ подозревает американцев в крушении SuperJet

Полностью неожиданным назвать предстоящее слияние нельзя. Еще в 1999 году немецкая компания Dasa, позднее вошедшая в восстав EADS, хотела объединиться с фирмой British Aerospace. Одним из сторонников подобного союза был в то время нынешний глава EADS Томас Эндерс, который и сегодня считается инициатором этой сделки.

Только в самый последний момент было принято решение в пользу французской фирмы Aérospaciale. Поэтому концерн EADS был создан без британцев. Но они полностью не выходили из игры и принимали участие как партнеры в производстве истребителя Eurofighter, а также в деятельности компании по производству управляемого ракетного оружия MBDA.

В Великобритании объявленные планы впервые подверглись критике. Леволиберальная газета Guardian отреагировала следующим образом: «Компания BAE Systems, крупнейший промышленный работодатель в стране, хочет продать себя французско-немецкой группе EADS». Эта леволиберальная газета подчеркивает, что концерну EADS в будущем будут принадлежать 60% акций. Кроме того, как указывает газета, пока еще не ясно, как будут формироваться руководящие органы после слияния. Газета Guardian считает, что штаб-квартира создаваемой компании вряд ли будет расположена на территории Великобритании.

Газета Independent также критикует запланированную сделку. «Как раз в тот момент, когда должно наступить возрождение британской промышленности, наше в стратегическом плане самое важное предприятие попадает в руки европейского конкурента». Газета Financial Times написала о «привкусе неожиданного военного удара». Таким образом, по мнению этой газеты, компания BAE выполняет стратегический кульбит, в результате которого она теряет позиции премиального поставщика для американских оборонных гигантов и поворачивается в сторону европейского гражданского рынка.