Одна из самых обсуждаемых тем в американском сегменте интернета, ушедшая на второй план после исламским протестов по всему миру - это рост атак на солдат НАТО в Афганистане со стороны афганских полицейских и военных. Только за истекшие выходные произошел целый ряд подобных инцидентов, и было убито, как минимум, шесть западных солдат. В 2012 году число жертв таких атак составило 15% от всех потерь Коалиции в Афганистане. На сегодняшний день НАТО приостановило выходы в совместные патрули с афганскими силовиками в стране и пытается прийти хоть к какому-то решению во время вынужденной паузы. Талибы со своей стороны разыгрывают карту «дружественных» атак в пропагандистских целях, беря ответственность за каждый случай на себя, преувеличивая количество потерь среди солдат Коалиции и степень ненависти афганских силовиков к западным «братьям по оружию». Онлайн проект Long War Journal вчера опубликовал статистику данных случаев с 2008 года. На 17 сентября произошло 60 нападений со стороны афганских военных и полицейских на солдат НАТО: 2008 год — 2 случая, 2009 — 5 случаев, 2010 — 6 случаев, 2011 — 15 случаев, 2012 — 32 случая. Нападавшие убили 119 человек и ранили 98. В ответ был убит 31 нападающий и ранено 4. Выхода из ситуации пока не видно. В подразделениях Коалиции в итоге ввели отдельную должность «ангелов-хранителей», которые отвечают за совместную работу с афганцами, теперь военные всегда должны держать оружие заряженным, если они работают вместе с афганцами, также резко увеличился штат контрразведки. Но рост атак не прекращается.
В связи с потерями своих сотрудников, последний из которых также погиб от огня «дружественного» афганца в Кабуле, ЦРУ США пересматривает компенсации семьям погибших. До последнего времени семья погибшего сотрудника получала лишь 1 тысячу долларов на похороны, а директор ЦРУ официально не имел права привлекать для этих целей сторонние благотворительные фонды или принимать подарки и другую материальную помощь для семей погибших. Все это разительно отличалось от армии, где семья погибшего получает 100 тысяч «похоронных» денег, ежемесячные пособия, пособия на детей, и в идеале может получить от государства до 400 тысяч долларов. Благотворительные фонды только в 2011 году собрали 70 миллионов долларов на пособия армейским раненым. В итоге теперь «похоронные» деньги в ЦРУ составляют 15 тысяч долларов, также разрешается получать подарки и другие виды материальной помощи. Тем не менее, сотрудники ЦРУ не жалуются, так как в целом они зарабатывают больше военных, у них более гибкие условия страхования и пособия семьям выплачиваются в течение более длительного времени, чем у военных. Всего с 11 сентября 2001 года погибло 24 штатных сотрудника ЦРУ, из них 12 человек были убиты в Афганистане. А за все время существования ЦРУ погибло всего 104 штатных сотрудника.
Бизнес продолжается и со странами, где громят американские посольства. Эмоциональная и публичная «война» для СМИ представляется войной, а обед идет по расписанию. В Йемен и Тунис идут поставки военного оборудования (военные катера) и «советников», Египту выделяются деньги на строительство аналитического центра в Каире, в ливийских Бенгази и Триполи запланировано строительство и оборудование интернет-центров. Многие консерваторы в США задаются вопросом, нет ли необходимости завязывать с оказанием помощи странам, где так ненавидят США и громят дипломатические представительства, но пока администрация Обамы и Конгресс не готовы уменьшать финансовую и материальную помощь и подвергать риску тяжелое «становление демократических государств» в арабском мире.
В связи с очередной годовщиной падения башен-близнецов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года вновь вспомнили об эмоциональном письме астронавта Фрэнка Кулбертсона, единственного американца, находившегося в тот день в космосе, и который с орбиты видел, как падают в Нью-Йорке башни-близнецы и как позже самолеты антитеррористической коалиции бомбят Афганистан. Кулбертсон в своем письме описывает чувства ужаса, одиночества и беспомощности, которые он испытывал, снимая на камеру дымящиеся развалины небоскребов - «открытые раны своей страны». Психологическую и моральную поддержку астронавту оказывали космонавты Владимир Дежуров и Михаил Тюрин, которые также находились на борту МКС в это время.
Космос космосом, а Госдеп, Министерство внутренней безопасности США, Межведомственная целевая группа «Юг» и другие аналитические центры, занимающиеся контролем за поставками наркотиков из Южной Америки, предупреждают ВМС Испании и Португалии, что ожидаются поставки наркотиков в Европу напрямую из Южной Америки с помощью трансатлантических подводных лодок наркокартелей. Данные пока ничем не подтверждаются, хотя в 2008 году в Атлантике были прецеденты обнаружения подводных лодок накроторговцев. На сегодняшний день преобладает использование Западной Африки как транзитного пути в Европу. Судя по изымаемым в портах и аэропортах партиям, можно предположить существование по крайней мере двух узловых пунктов для контрабанды кокаина в Западной Африке. Через южный узел проходит кокаин, контрабандно ввозимый в залив Бенин, а затем отправляемый в Того, Бенин и Нигерию. Пунктами ввоза на северном узле являются обе Гвинеи – Биссау и Конакри, а также, возможно, в него входят Сьерра-Леоне и Мавритания как пункты назначения воздушных перевозок. Поступающие туда наркотики могут быть отправлены в Сенегал, Мали и Гамбию для доставки по воздуху. И оттуда наркотики уже идут в Европу. Первый перехваченный трансатлантический рейс датируется 1-м мая 2007 года. Самолет с 630 кг кокаина летел из Венесуэлы в Мавританию. В июне того же года перехватывают самолет, следующий из Венесуэлы в Сьерра-Леоне. В августе 2007 года береговые батареи ПВО Гвинеи-Биссау были вынуждены открыть огонь по многочисленным неопознанным самолетам, которые входили в воздушное пространство страны и приземлялись в неизвестных районах. Небольшие самолеты на низкой высоте идут ниже радара, и наркоперевозчики этим активно пользуются. Кокаин идет из Южной Америки и морем: как в тайниках или на днище торговых судов, так и на частных яхтах. По оценкам международных экспертов, под парусом доставляется до 40% кокаина. Причем разгрузка-погрузка происходит в море, вне берегов, после чего с «материнского корабля» кокаин уходит в нужные пункты на скоростных лодках или рыбацких шхунах.
Нелегальными, с точки зрения международных санкций, перевозками, но уже нефти, активно занимается и Иран. В августе два иранских танкера Lantana и Motion, принадлежащие National Iranian Tanker Company (NITC), ночью в акватории малайзийского порта Лабуан разгрузили 3 миллиона баррелей на судна, принадлежащие китайской компании Guangdong Zhenrong Energy Co, которая входит в американский «черный список». Половина всей иранской нефти уходит в Китай, Индию, Японию и Южную Корею, а общие потери Ирана от торгового эмбарго составляют 3,5 миллиарда долларов в месяц. Власти Малайзии отрицают, что были в курсе операций с иранскими танкерами.
И, напоследок, любопытная новость из Ирака. Первого октября этого года США исключают из списка террористических организаций иранскую группировку "Народные моджахеды Ирана". Эта группировка выступала против шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. Ее члены принимали участие в Исламской революции 1979 года и захвате посольства США. Позднее «народные моджахеды» перешли в оппозицию правлению Хомейни, проводили теракты в стране. Были практически уничтожены силами безопасности Ирана, многие бойцы бежали в Ирак. С конца 90-х годов вновь начался рост активности организации на территории Ирана. По некоторым данным, именно от них впервые появились данные о ядерной программе Тегерана. На днях последняя группа «народных моджахедов Ирана» была перевезена американцами с северо-востока Ирака на базу под Багдадом, откуда они (4 тысячи человек) в теории будут высланы в страны, желающие их принять. Пока приняли лишь пятерых. Ирак также не хочет их видеть на своей земле, считая группировку террористической, и пытается всеми способами избавиться от этих людей уже много лет, сразу после падения режима Саддама Хусейна. Куда подадутся «иранские моджахеды» из Ирака — пока остается под вопросом.