Инженер Рауф Б., который сейчас работает на крупную международную компанию, молча смотрит на охваченное пламенем здание американской школы в Тунисе, вспоминая об увиденном 14 сентября. Толпа людей, которые вышли протестовать против выхода фильма, оскорбляющего пророка Мухаммеда, все здесь разграбили и разнесли. Рауф пришел сюда на мирную демонстрацию, однако быстро понял, что толпу направляли проповедники-салафиты. «Их можно было узнать по афганской одежде и длинным бородам. Они подначивали толпу и говорили о ненависти ко всему западному и американскому», – рассказывает он. Как и многие другие молодые тунисцы, этот обеспеченный инженер сейчас старается вести размеренную жизнь. Если при режиме диктатора Бен Али он, по крайней мере, раз в неделю ходил по ночным клубам Хаммамета, то сегодня он больше не пьет спиртного и пытается регулярно молиться.
«Отказ от алкоголя и регулярные молитвы стали чем-то вроде залога для адаптации в обществе, которое с каждым днем все больше смещается в сторону радикального консерватизма», – признает этот молодой тунисец. После падения режима Бен Али ситуация только ухудшилась. Салафиты стремятся с корнем выкорчевать то, что хотя бы отдаленно напоминает им признаки «западной современности».
Читайте также: На какую кнопку нажали в Ливии?
После прихода к власти Партии возрождения сотни салафитов вышли из своих укрытий. Университет Меденина на несколько долгих недель оказался в заложниках у группы фундаменталистов. И государственным властям в конечном итоге пришлось уступить. В стране прошло огромное множество яростных акций протеста и сидячих демонстраций с требованием запретить запланированные выставки и показы авторских фильмов. Правительство опять пошло на уступки, список которых растет день ото дня.
Каждый день по всему Тунису, который некогда считался самым светским государством во всем арабском мире, флаг салафизма поднимается все выше. Радужные перспективы арабской весны, которая началась с этой «жасминовой революции», обернулись настоящим кошмаром. Как отмечают наблюдатели, страна была не готова к быстрым переменам в начале 2011 года. Все модернистские силы либо скомпрометировали себя связями со старым режимом, либо были отрезаны от реального положения дел. «Более того, ситуация у соседей, отнюдь не помогла это исправить», – констатирует бывший тунисский посол, который сейчас проживает в Париже…
Разумеется, ситуация в Ливии отразилась и на Тунисе. Причем, далеко не лучшим образом. Восстание против Муаммара Каддафи оказалось кровопролитным и затяжным. В Ливию отправились сотни боевиков-салафитов. Деньги Катара и Саудовской Аравии облегчили все остальное. Падение режима создало плодотворную почву для распространения салафитской риторики.
Также по теме: Уроки тунисской революции
Все бойцы ливийских вооруженных групп были реабилитированы в атмосфере национального примирения. И хотя на первых свободных выборах в Ливии салафитам не удалось взять верх над либеральными силами, к ним относятся практически все независимые кандидаты. Так, например, новый председатель Всеобщего национального конгресса (он прошел в парламент, хотя у его партии есть всего три депутатских кресла) сочувствует исламизму, как, впрочем, и премьер-министр, который откровенно симпатизирует радикалам.
Сегодня исламистские сети могут похвастаться наилучшей в Ливии организацией. Они опираются на консерватизм и племенной строй, а также - деньги из стран Персидского залива. Некоторые салафитские группы контролируют небольшие населенные пункты и даже проникли в новое ливийское руководство. Хотя убийство посла США в Бенгази - уже само по себе трагедия, еще большее замешательство вызывает тот факт, что на улицах ливийских городов не прошло ни одного митинга в поддержку США. И это - при том, что Вашингтон (под прикрытием НАТО) отправил свои истребители, чтобы свергнуть Муаммара Каддафи. Все это - важный показатель настроений ливийского народа и сигнал о вероятном начале опасной и губительной для свободы «салафитской зимы»: она медленно, но верно охватывает арабские страны, которые ровно полтора года назад были освобождены от угнетавших их диктатур.
Карим Дуиши (Karim Douichi), марокканский журналист и политолог с сайта maghreb-intelligence